Вся власть в руках премьера: эксперт о том, будут ли еще перекраивать Конституцию Армении
В последнее время в Армении все чаще предпринимаются попытки реанимировать подзабытую было тему конституционных реформ и смены модели государственного управления.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЕРЕВАН, 5 июл – Sputnik. Полупрезидентская форма правления – наиболее оптимальная модель для Армении, считает эксперт по конституционному праву Вардан Айвазян.
По его словам, сама по себе модель, как таковая, не столь существенна с точки зрения качества управления. С одной стороны, важное значение имеет, какие именно статьи прописаны в Конституции, как основном законе государства. Однако многое зависит и от политической и гражданской зрелости властей и членов общества, от того, насколько они состоялись как институт, и способны осознавать конституционные ценности и претворять их в жизнь. По словам эксперта, "у нас недостаток во всем этом".
"Для эффективности управления самый главный момент – чтобы высшие должностные лица были грамотны и владели своими обязанностями. В любом случае, как специалист, считаю, что наиболее эффективный способ государственного управления для Армении - полупрезидентская система", - сказал Айвазян в интервью Sputnik Армения.
Он также указал на то обстоятельство, что в государствах-членах ОДКБ действует полупрезиденсткая форма правления и переход нашей страны на аналогичную модель способствовал бы более гармоничному взаимодействию с Россией и другими странами Организации.
Эксперт отмечает, что конституционные реформы обычно преследуют две цели. Первая цель - нивелировать недочеты в работе государственной системы. Для сравнения он привел пример компьютерных программ, которые периодически модернизируются посредством загрузки "апдейтов", ликвидирующих промахи и недостатки в системе.
Вторая цель – сделать основной закон более "удобным" для политической силы, в данный момент находящейся у власти.
"На самом деле политика должна проистекать из права, и быть в подчиненном положении по отношению к закону. Это объективное и правильное состояние. Однако у нас на протяжении 30 лет, с момента обретения независимости, право проистекает из политики. Каждая сила, которая приходит к власти, начинает менять Конституцию, и я склонен утверждать, что каждый раз преследуется одна и та же цель – увеличить пределы своей власти", - уверен конституционный эксперт.
Айвазян заметил, что сегодня действует основной закон, который был изменен в 2015 году с одной целью - воспроизвести власть посредством Республиканской партии, а нынешнее правительство очень хорошо "уместилось" в пространстве возможностей, закрепленных в этой Конституции. Хотя нынешние власти и инициировали конституционную реформу, создали даже соответствующую комиссию, но эксперт уверен, что никаких изменений не будет.
Он считает, что об этом красноречиво говорил сам состав комиссии по конституционным реформам, члены которой откровенно были не способны представить в окончательном виде даже концепцию, не говоря уж о проведении изменений через референдум.
В нормально функционирующем обществе различные ветви власти взаимно дополняются, помогая решать возникающие проблемы. Однако в случае с Арменией законодательная и исполнительная власть по итогам выборов концентрируется в руках премьер-министра, который, в свою очередь, прилагает усилия для узурпации также и судебной власти, говорит эксперт.
"Если в Конституции прописано, что власти разделены и сбалансированы, это не значит, что у нас есть такая система. И нынешняя модель государственного управления – конечно, не парламентская в классическом смысле, у нее есть недочеты и все бразды правления сконцентрированы в руках одного человека - премьера. И это, похоже, устраивает нынешние власти в плане воспроизведения. Потому, что чем больше рычагов административного ресурса, тем легче воспроизводиться. Возможно, потому и не хотят что-либо менять",- заключил Айвазян.
Эксперт напомнил, что статья 3 Конституции Армении гласит: "1. В Республике Армения человек — высшая ценность. Неотчуждаемое достоинство человека — неотъемлемая основа его прав и свобод. 2. Уважение и защита основных прав и свобод человека и гражданина — обязанности публичной власти. 3. Публичная власть ограничена основными правами и свободами человека и гражданина, являющимися непосредственно действующим правом".
"Эти положения ежедневно, ежечасно и ежеминутно грубо нарушаются , соответственно, можно сказать, что Конституция, по своей сути, абсолютно не исполняется и не получает практической реализации в нашей стране. И это только одна статья, об остальных не буду и говорить", - утверждает Айвазян.
Говоря о том, что у законности есть свои, четкие, параметры, он сравнил законодательную систему с человеческим организмом. Если кому-либо придет в голову изменить функцию того, или иного органа по своему усмотрению, человек или умрет или станет калекой. То же самое происходит, если политическая власть пытается изобрести свои законы, которые не могут быть созвучны объективной реальности.
"Менять конституцию по политической целесообразности - это то же самое, что изменить таблицу умножения по политическим соображениям. Действующие власти этого не осознают, поэтому наше государство оказалось в столь плачевном состоянии. Как следствие - проиграли войну, в обществе возникла атмосфера взаимной ненависти, резко упал уровень жизни",- говорит эксперт по конституционным вопросам.
Вместе с тем он добавил, что единственный противовес властям – это народ. А армянский народ сегодня избегает ответственности, уклоняется от своих обязанностей и отказывается быть противовесом властям.
"Как страус прячет голову в песок, ждет какие еще с ним будут проводить неграмотные эксперименты и как погубят его судьбу. К сожалению, такова наша реальность", - говорит Айвазян.
Отметим, после пикировок премьера Никола Пашиняна с четвертым президентом Арменом Саркисяном по поводу конституционности ряда законов и указов (в частности
увольнение начальника Генштаба ВС - ред) у власти возникла идея реформировать Конституцию. Так, на митинге 1 марта 2021 года Пашинян заявил о том, что у действующей Конституции имеется ряд недостатков, которые особенно заметны при кризисном управлении. Поэтому, по его мнению, необходимо реформировать Основной закон.
Уже 29 марта он
утвердил состав комиссии по конституционным реформам. До референдума еще дело не дошло, поэтому в республике остается в силе Конституция образца 2015 года.