Конфронтация России и Запада, разворачивающаяся на фоне украинских событий, полностью укладывается в стратегию "отрезания" России. Эта стратегия не новая, она применяется уже несколько столетий. Такое мнение в интервью Sputnik Армения выразил известный политолог, директор Центра евразийских исследований Института международных отношений МГИМО МИД РФ Иван Сафранчук.
По его мнению, на Западе есть люди, считающие Россию частью христианско-западного пространства, но признающие, что она, как национальный субъект, все же имеет значительную часть уникальности. Такое восприятие России иногда вело к сотрудничеству, но чаще вело к войнам и конфликтам. С точки зрения Запада, сложность для него заключается в расовой идентичности, в том, что русские – "белые".
"Русские вроде такие же, как и люди Запада, но вместе с тем и другие. Этот диссонанс во многом и диктует отношение Запада к России. Наличие общих корней, общей религии и то, что Россия в культурном плане в последние столетия развивалась в очень тесном соприкосновении с западной культурой, а с другой стороны и различия - создают неуловимую грань, и Западу очень трудно это уловить и с этим смириться, и он все время перегибает палку", - говорит Сафранчук.
Подход таков: либо Россия с Западом, но в статусе младшего партнера, либо он ее "отрезает" и выкидывает. Политолог считает, что на фоне украинских событий и санкций против России происходит то самое "отрезание". Призывы некоторых западных политиков "сохранить Путину лицо" Сафранчук считает чисто тактическими приемами. В стратегическом смысле идет отмежевание и отчуждение.
Отношение к России как к "чужой" единице Сафранчук объясняет историко-культурными факторами, своими корнями уходящим в период Возрождения. Так, на Западе существует два объяснения того, как и почему он в последние столетия стал такой передовой, доминирующей силой. Одна точка зрения состоит в том, что в результате Просвещения высвободилась колоссальная созидательная, творческая энергия людей. В результате Запад стал сильным изнутри, и это привело к общемировой экспансии – сначала через колониализм, затем через развитие мировой капиталистической системы. Другая точка зрения состоит в том, что сначала Запад захватил, колонизировал других, отсюда и появилась та сила, которой они сегодня обладают. На официальном же уровне превалировала точка зрения, что экспансия стала следствием их силы, а сила стала – результатом Ренессанса.
Сафранчук убежден, что сейчас можно наблюдать тест для разрешения этого теоретического спора. Запад всегда верил в то, что пройденный им путь - универсальный, а значит у других не остается возможности для своих альтернатив. И на Западе глубоко уверены в том, что все, кто не встает на их путь, априори считаются "дикими". Этот элемент на протяжении последних веков и можно видеть в отношениях России и Запада.
"Запад либо пытается уничтожить Россию как субъект, либо соглашается сотрудничать с нами как с самостоятельным субъектом, но тогда рисуют нас дикими, ненормальными и нецивилизованными", - считает он.
Когда же Москва демонстрирует, что способна быть самостоятельной и вместе с тем не "дикой", Запад принимает ее, но потом все опять возвращается к прежнему восприятию.
С точки зрения политолога, задача Москвы должна состоять в разрешении этой двоякости. С одной стороны - бороться за свое существование, что она делала на протяжении всей своей истории, с другой – быть вполне цивилизованным, развитым и передовым обществом.