В этом году в Армении резко поднялась цена на фермерское молоко: заводы закупают его минимум по 220 драмов (по текущему курсу – более 50 центов) за литр. Это первый в стране случай за много лет, когда летом, в пиковый сезон молока, оно не только не дешевеет, но наоборот, дорожает. Конечно, молоко подорожало вслед за порошком (который подорожал во всем мире, как и многие другие продовольственные товары). Но есть ряд нерешенных задач, которые каждый раз удваивают остроту всех внешних проблем. Их-за них Армения и до 2020-го, и сейчас импортирует по 6-7 тысяч тонн молочного порошка в год.
"Кураторы сельского хозяйства заверяли нас: в ближайшем будущем в стране появится столько молока, что мы не будем знать, что с ним делать. Где они сейчас, и где это молоко? Но с другой стороны, почему мы, фермеры и бизнес, не самоорганизовываемся и ждем государственных или грантовых программ?" - говорит председатель Союза сыроделов Армении Армен Гигоян.
Откуда недостаток молока
Надои коров в Армении в среднем составляют 2 - 2,5 тысяч тонн в год, или в 3-4 раза меньше, чем в Европе. Причин несколько. Во-первых - бедны кормовые рационы (не используются силос, витаминизированные добавки и так далее). Во-вторых, скот пасется на перегруженных лугах (из-за недостатка инфраструктур, не используются горные пастбища). В-третьих, не улучшается племенной состав скота. В-четвертых, в стране слабо востребованы квалифицированные ветеринары (которые будут вовремя проводить не только лечение скота, но и профилактические осмотры).
Для решения этих вопросов проводились десятки программ, часть из них дала хорошие результаты на местах, но в масштабах всей страны скотоводство изменилось слабо. Тем не менее, компании отрасли (не говоря уже о фермерах) никогда не пытались для решения этих вопросов сложиться и начать работу.
Может показаться, что каждый должен решать эти вопросы сам (покупать качественный корм, строить чистый и просторный хлев и так далее). Но есть вопросы, которые в одиночку не может решить никто. Например, никому не под силу решить проблемы по учету сельскохозяйственных животных (он нужен, чтобы контролировать прививки и предотвращать распространение заболеваний). Никто не может своими силами основать целый селекционный институт, где будут исследовать, каким образом, разводя или скрещивая разные породы, можно увеличить процент белков и других полезных веществ в молоке. Эти вопросы требуют или госпрограмм, или самостоятельных усилий участников отрасли.
Например, 10-15 лет назад в Армении действовала, а в последние несколько лет возобновилась господдержка при покупке высокопродуктивных пород скота. Но никто не исследует, какой корм оптимален для этих коров в условиях Армении, как их наилучшим образом приспособить к местным географическим условиям и так далее.
Голос фермеров
Во многих развитых странах эти вопросы решаются усилиями (читай - членскими взносами) участников отрасли. В США фермеров и отраслевые компании объединяет Национальная ассоциация скотоводов, во Франции – национальный институт скотоводства. В его совете правления есть представитель Министерства сельского хозяйства Франции, но он исполняет только контрольные функции (следит, насколько деятельность института соответствует национальной политике в сельском хозяйстве). Основное же управление ведут несколько федераций скотоводов и национальный совет фермерских кооперативов Франции (Cooperation Agricole). Похожая отраслевая организация (она же - самоорганизация) действует и в Израиле (с ее опытом Гигоян подробно ознакомился лично).
"Когда для решения задач участники отрасли объединяются и аккумулируют ресурсы, тогда, во-первых, никто больше них самих не заинтересован решать их вопросы, а во-вторых - все они получают право голоса. Если фермер заплатил взнос, то ни один олигарх не сможет забрать у него эти деньги и заставить его замолчать", - подчеркивает Гигоян.
В этом случае председатель федерации будет избираться не формально, а реально, потому что избравшись, придется работать, а не продвигать собственные интересы (отметим, от своей нынешней председательской должности Гигоян не получает какого-либо дохода и занимается предпринимательством).
Что остается государству
В таком отраслевом союзе делегат от правительства будет проводником государственной политики. Ее-то и остается выработать. В частности, необходимо составить стратегию продовольственной безопасности, но не такую, где было бы написано, сколько тонн пшеницы, мяса или молока приблизительно можно произвести, а подробно обоснованную, с указанием, сколько питательных веществ они должны содержать, и какой земельный фонд нужен для их производства. Отсюда возникнет и другой вопрос: что делать с землями, которые годами не возделываются? А ведь в Армении пустует почти половина пахотных земель.
На основе государственных задач союз сможет создать для фермеров руководства по возделыванию земли и выращиванию скота.
"Хочешь в год получать с одной коровы не два, а пять тысяч литров молока? Значит, должен делать то-то и то-то", - вот каким должен быть посыл этих руководств. А поскольку ферма заплатила за них, то для нее они будут не просто цветными буклетами, а реальной основой для работы. И если там будет написано: "Весной нужно давать скоту X тонн силоса", он сможет прийти в союз и сказать: "Вы мне сказали, что нужен силос? Скажите теперь, где мне его найти".
Союз сможет взять на себя и вопрос неиспользуемых земель, например - выделить средства для их аренды и обработки, а затем – продавать членам союза полученный кормовой урожай с минимальной наценкой. Вместе можно будет и восстановить производство силосных кормов, в том числе отстроить силосные башни, которые после распада СССР были разрушены и растащены. Это теоретические примеры, а на практике союз, на основе экспертных мнений, сможет ставить вопросы и принимать решения.