Лилит Демурян, Sputnik Армения.
Уже несколько месяцев в Армении идет процесс сертификации газовых баллонов всех эксплуатирующихся на газе транспортных средств. Причем, в июле количество заявок в сертифицирующие компании резко возросло.
Сейчас в Ереване и регионах действует 23 лицензированные компании. Таких пунктов нет в Армавирской, Сюникской и Арагацотнской областях (пока!).
Корреспонденты Sputnik Армения побывали в некоторых из них, чтобы выяснить, какова ситуация на данный момент, много ли очередей, как справляются со своей работой сертифицирующие компании, сколько машин в день могут обслужить и т.д.
Замдиректора концерна "Фулгаз" Мария Кроян в беседе с нами отметила, что огромные очереди начали скапливаться с середины июня, а до этого на сертификацию прибывали наиболее ответственные граждане.
Заместитель директора концерна "Фулгаз" Мария Кроян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Сейчас поток просто ужасный, был день, когда мы обслужили 151 машину. Наша работа в этот период начинается в 07:00 и заканчивается в 23:30. Были дни, когда мы работали в две смены, и обслуживали граждан до трех ночи. Сначала мы записывали водителей в очередь, потом клиенты начинали спорить между собой, теперь они сами следят за очередью. Одновременно заезжает по 10-12 машин, проходят тестирование и выходят. Мы осуществляем мойку, сушку, калибровку, после чего устанавливаем газовый баллон в машину", – отметила Кроян.
Бывают случаи, когда установленные в автомобилях газовые баллоны не соответствовали лицензионным стандартам. Непригодные к эксплуатации газовые баллоны на грузовиках свозятся на свалку.
У компании есть филиалы в нескольких административных районах Еревана и Араратской области. На днях откроется еще один в Армавире и тогда компания планирует обслуживать до 500 машин в день.
Руководитель бизнес-развития компании "Премиум газ" Артак Геворкян рассказал Sputnik Армения, что они работают ежедневно с 09:00 до 16:00, но со следующей недели планируют перейти на две смены.
Руководитель отдела развития бизнеса компании "Премиум Газ" Артак Геворгян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"За смену мы обслуживаем около 50-60 машин. На данный момент очереди довольно большие – вплоть до 10 августа. Думаю, что при работе в две смены нагрузка уменьшится, у нас три филиала, два – в Ереване, один – в Гюмри", - добавил он.
По словам Геворкяна, около 10% газовых баллонов, установленных в привезенных к ним автомобилях, были отбракованы. Это становится очевидно уже на этапе осмотра. В основном это просроченные газовые баллоны.
Кстати, испытание газового баллона в среднем стоит от 8000 до 12000 драмов ($20-27).
Многие недовольны введенными правилами. Гражданин Карен Шахбазян считает, что государство пополняет казну, а примерно 400 тыс. автовладельцев вынуждены идти на лишние расходы.
Карен Шахбазян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Думаю, государство просто собирает деньги с граждан, и когда обслуживание этих очередей будет завершено, первые машины, прошедшие тестирование, нужно будет проверять уже повторно. В течение года происходит от силы 1-2 случая повреждений газовых баллонов", - сказал Шахбазян.
Он не верит, что все машины будут проверены должным образом. А вот автовладелец Акоп Шалджян отметил, что поддерживает изменения, поскольку безопасность и человеческую жизнь нужно ставить превыше всего.
"Надеюсь, что все добросовестно пройдут эти проверки, и движение станет более безопасным. Правда, случаи взрыва газовых баллонов в транспортных средствах случаются не очень часто, но если случаются – последствия необратимы. Так что это правильное решение", - уверен Шалджян.
Сейчас он записался и ждет своей очереди. Готов некоторое время ездить на бензине, пока не пройдет проверку.
Автовладелец Эдуард Хачатрян также поддерживает новые правила, и он тоже уже записался в очередь.
"Моя очередь подойдет после 1 августа, пока буду ездить на бензине, главное, быть уверенным, что в будущем и я, и другие будем в безопасности", - говорит он и предлагает продлить дедлайн минимум до сентября.
Араик Маркарян уже прошел все проверки и получил сертификат, но не слишком оптимистично настроен по поводу "будущего" новых требований.
"Да, безопасная езда важна. У меня добросовестно проверили газовый баллон, выдали сертификат. Однако боюсь, что как несколько лет назад сегодняшние власти простили просроченные штрафы водителей, так и сейчас "пострадают" добросовестные водители", - сказал Маркарян.
Начальник управления политики, лицензирования и разрешений автомобильного транспорта Минтерриториального управления и инфраструктур Армении Хачик Согомонян в беседе со Sputnik Армения отметил, что водители должны устанавливать газовые баллоны в лицензированных пунктах, компетентных в осуществлении этой процедуры.
"Сейчас пункты по установке газовых баллонов автоматически получили лицензии на 2 года", - сказал он.
Автомобильные газовые баллоны
© Sputnik / Aram Nersesyan
Новые поправки по сертификации газовых баллонов вступят в силу с 1 августа. На вопрос, будут ли пересмотрены сроки, Согомонян ответил отрицательно. По его словам, если сейчас они пролонгируют процесс, то снова найдутся люди, которые отложат его на крайний срок.
Что касается коррупционных рисков, Согомонян посчитал это маловероятным, поскольку люди до этого даже не ходили на сертификацию газовых баллонов и сейчас точно не станут дополнительно платить, чтобы незаконно получить документ. По этой части контроль осуществляет и будет осуществлять Инспекционный орган по градостроительству, технической и пожарной безопасности.
Несмотря на утверждения министерства, источники Sputnik Армения заверили, что есть такие компании, которые за 30 тыс. драмов готовы предоставить гражданам справку без проведения проверок.