Нелли Даниелян, Sputnik Армения.
Продолжительное повышение курса армянского драма отбросит экономику Армении примерно на год назад. В беседе со Sputnik Армения такой прогноз сделал основатель Союза предпринимателей "Манташов" Ваграм Миракян.
Экспортеры перед выбором
Он отмечает, что цены на местное сырье в долларовом выражении подорожали, повысив также себестоимость местной продукции. Как следствие, армянский товар подорожал на международном рынке и даже может стать неконкурентоспособным.
"Вчера я говорил с одним из наших экспортеров алкогольных напитков. Говорит, что не могут повысить цены, иначе сразу лишатся рынков сбыта. Конкретно в его случае, кажется соперником был именно Азербайджан", - рассказал нам Миракян.
По его словам, основными конкурентами армянских экспортеров и производителей в сложившейся ситуации являются соседние страны региона – Грузия, Азербайджан, а там национальные валюты не выросли так, как драм.
Чтобы противостоять растущей конкуренции и не потерять внешний рынок, местные производители–экспортеры, по мнению Миракяна, вынуждены предпринимать шаги по снижению себестоимости собственного производства либо путем закупки по низкой цене, в этом случае пострадают фермеры, либо путем сокращения числа работников, в результате чего в стране возникнут дополнительные социальные проблемы.
"В результате всего этого может пострадать около миллиона фермеров. В некоторых случаях экспортеры не могут закупать урожай по низким ценам, так как у них уже есть договоры на закупку по заранее фиксированным ценам", - говорит он.
Первая волна катастрофических последствий снижения курса на сельское хозяйство Армении, по словам Миракяна, остро ощущалась месяц назад. В сезон закупки абрикосов вместо 100 тонн (как в прошлом году) в этом году было закуплено всего 20 тонн абрикосов, хотя урожай более обильный.
Курс доллара угрожает туризму и инвестициям
В долларовом выражении в Армении подорожал также туризм – гостиницы и сопутствующие услуги. Строительная сфера также, по словам нашего собеседника, не останется в стороне от негативного воздействия, поскольку цены на строительные материалы резко выросли.
Стабилизация драма также повлияет на инвестиционную привлекательность Армении. По сведениям основателя Союза предпринимателей, некоторые инвесторы уже заморозили свои проекты, ожидая дальнейшего развития событий.
"Была программа стоимостью в $3,5 млн., которая сейчас стоит больше 4 млн.",– сказал Миракян, добавив, что крупный инвестор решил временно воздержаться от реализации своей программы.
Дешевый доллар уже навредил и ИТ- сфере. По некоторым прогнозам, здесь также ожидается сокращение числа работников.
"Если, например, компания X получала условные $100 тыс. в месяц и делила их на 20 сотрудников. Сейчас, чтобы сохранить те же зарплаты, она должна получать $130 тыс. в месяц или уволить 2-3 сотрудников, чтобы сохранить зарплату другим", - пояснил Миракян.
В ИТ-сфере начались сокращения – российские компании также под угрозой
Соучредитель Ассоциации экспертов "Экспорт Армения" Эмиль Степанян сообщил, что в некоторых армянских ИТ-компаниях уже начались сокращения.
Проблемы, возникшие в сфере, он обусловливает в основном падением курса евро, поскольку, если доллар обесценился на 15%, то евро – примерно на 25%, и почти сравнялся с долларом.
Изменение валют за месяц (по курсу ЦБ)
15 июня
Доллар - 424,42 драма
Евро - 444, 75 драма
Рубль - 7,25 драма
15 июля
Доллар - 413 драмов
Евро - 415 драмов
Рубль - 7,25 драма
"ИТ-сфера выполняет довольно много европейских заказов, за которые платят в евро. Сейчас они получают очень мало денег, ситуация патовая – вынуждены или сокращать, или пытаться выстоять за счет собственных потерь",– сказал он.
Степанян не исключает, что перед теми же трудностями стоят и переехавшие в Армению российские IT-компании, которые работают с западным рынком в иностранной валюте.
Тот, кто экспортирует в Европу, несет жутчайшие убытки. Выигрывают только те, кто работает в рублях.
Поэтому в нынешней ситуации в Армении в выигрыше только те компании, которые работают в российских рублях, что однако увеличивает зависимость от российского рынка и сводит к минимуму шаги по диверсификации внешних рынков.
"Тот, кто экспортирует в Европу, несет жуткие убытки, просто жутчайшие. А утраченные позиции на зарубежных рынках восстановить очень сложно, если, конечно, вообще возможно. Как правило, нужно платить вдвое дороже, чтобы восстановить свои позиции", – предупреждает эксперт.
Степанян напоминает, что армянские экспортеры оказались под ударом еще в марте этого года, когда рубль за короткий период обесценился в два раза. Тогда особенно пострадали экспортеры в Россию. Сегодня рубль подорожал, российские экспортеры в какой-то мере восстановили свои позиции. Теперь в уязвимом положении оказались экспортеры в Европу.
"Экспорт сейчас обходится дороже. Тот, кто работал с прибыльностью в 15%, сейчас не имеет прибыли. Тот, кто только входил в сферу и еще не получал прибыли, работает с убытком",– говорит эксперт.
Он затрудняется дать оценку возможных потерь в сложившейся сложной ситуации. Все крайне неопределенно, трудно что-либо прогнозировать.
"Ситуация в каком-то смысле искусственная. Восстановили рубль, но как долго это продлится, никто не знает. Завтра рубль может снова обесцениться, в этом случае уже не смогут экспортировать ни в долларах, ни в евро, ни в рублях", - говорит Степанян.
Поддерживать или не поддерживать? Правительство сменило риторику
В том, что для вывода армянского бизнеса из сложившейся ситуации необходима действенная поддержка государства согласны оба наших собеседника. Проблема в выборе правильных шагов, чтобы еще больше не усугублять ситуацию.
Ваграм Миракян предлагает регулировать курс драма или субсидировать местных производителей и экспортеров.
Эмиль Степанян опасается, что искусственное регулирование курса может ускорить темпы инфляции и вызвать новые социальные проблемы.
"Мы не предлагаем взять и искусственно вернуть изначальный курс драма к доллару. Вследствие этого инфляция в Армении ускорится, она и без того уже достигла двузначного показателя. Но целевые программы на данный момент просто необходимы. Я не говорю возьмите и дайте деньги производителям, экспортерам, но предлагаю, например, модернизацию оборудования, повышение эффективности, углубление цифровизации. Можно разработать 7-8 различных программ, чтобы производитель в рамках своего бюджета воспользовался ими",– предлагает Степанян.
Любопытно, что если месяц назад Центральный банк и правительство отвергали любое предложение о вмешательстве государства, то сейчас думают иначе.
На внеочередном заседании постоянной парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам по теме инфляции председатель ЦБ Мартин Галстян не исключил, что для решения проблемы ЦБ в ближайшее время пересмотрит ставку рефинансирования, чтобы сдержать растущую инфляцию.
В своем выступлении на том же обсуждении заместитель министра экономики Ани Испирян и вовсе призвала коллег-членов правительства, найти скорейшее решение вопроса, пока безработица в Армении вновь не выросла.
"Трудно описать масштаб проблемы. Крупнейшие компании и работодатели с тысячами сотрудников уже прекращают реализацию своих планов развития, что может привести нас даже к преждевременной рецессии",– сказала замминистра, предложив рассмотреть вопрос субсидирования экспортирующих компаний.
"Либо мы субсидируем, либо обесцениваем драм", – добавила Испирян.
По данным ЦБ, с начала военной спецоперации РФ в Украине курс американского доллара по отношению к армянскому драму резко вырос – с докризисных 478 драмов до 518 драмов, однако после упал. По курсу ЦБ на 15 июля 1 доллар стоит 413 драмов.
Российский рубль, курс которого в конце марта упал вдвое - до 3 драмов, по положению на 15 июля (по курсу ЦБ) стоит 7,25 драма.
Евро же упал с 543 и сейчас колеблется в пределах 420 драмов.