Нана Мартиросян, Sputnik Армения.
Ухудшающиеся демографические показатели и проблема бесплодия в Армении обсуждается уже много лет. Вопрос актуален и сейчас. Согласно исследованиям 2015 года, уровень бесплодия среди женщин в стране достиг 14,9% при мировом критическом показателе в 15%. Естественно, в подобной ситуации семейные пары и одинокие женщины вынуждены прибегать к репродуктивной медицине. Многие, испробовав все возможные методы и способы традиционного и не традиционного лечения, прибегают к ЭКО, а другие же предпочитают сразу воспользоваться "спасательным кругом" и зачать ребенка в пробирке.
В отличие от Армении, где первая тройня, зачатая с помощью ЭКО, появилась на свет лишь в 2004 году, в странах Запада это обычная процедура. В Великобритании еще в 1978 году провели первую процедуру: девочка Луиза Браун, зачатая в пробирке, давно стала мировой звездой в области медицины. А в России первый ребенок родился еще в 1986 году. Кстати, армянские пары на первых порах ездили именно в Россию для проведения ЭКО и нам удалось пообщаться с одним из таких детей.
Sputnik Армения выяснил, с чем приходится сталкиваться парам, как помогает государство и что может решить демографические проблемы в стране.
ЭКО на практике
Заведующая отделением репродуктивной медицины медцентра "Астхик" Карине Эдуардовна Киракосян рассказала, что основные способы лечения репродуктивной функции делятся на три группы.
Первый метод - консервативный, когда одному из партнеров или обоим восстанавливают функцию репродуктивной системы и беременность наступает естественной путем. Второй - внутриматочная инсеминация. К этому методу в основном прибегают в случае проблем со сперматогенезом у мужчин, либо неясном генезе пары, когда нет видимых нарушений, однако зачать ребенка не удается. Третий способ - это уже экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), к которому можно прибегать бесчисленное количество раз (вопрос лишь в деньгах).
"Но в любом случае, самый важный этап – обследование, вне зависимости от того, какой метод будет применен для конкретной пары. Именно от него зависит, наступит беременность или нет", - отметила Карине Эдуардовна.
Она рассказала, что пациенток, которым делают ЭКО, делят на три группы։ до 36 лет, от 36 до 40 лет и от 40 лет. Хотя есть стереотип о том, что к искусственному оплодотворению прибегают женщины в более взрослом возрасте, но на самом деле показатели другие. По данным Карине Эдуардовны, в 2021 году в ее отделении было проведено 106 циклов ЭКО (это одна стимуляция функции яичников, которая может иметь 6 переносов эмбрионов - ред.) женщинам до 36 лет, 24 цикла женщинам в возрастной группе 36-40 лет, и всего 12 - женщинам старше 40 лет. В последней группе вероятность беременности самая низкая.
Для определенных групп населения действует государственная программа, покрывающая расходы на репродуктивную медицину, однако не все пары могут ею воспользоваться (более подробно ниже).
"ЭКО - дорогостоящее лечение и желательно, чтобы первая попытка была положительной. При самом хорошем раскладе наступление беременности составляет 30-40 %, поэтому мы переносим 2-3 эмбриона. И бывают многоплодные беременности", - отметила медик.
Поскольку многоплодная беременность протекает труднее одноплодной и риски осложнений более велики, медики обсуждают ситуацию с родителями и если последние настаивают, то у пары может родиться два, а то и три ребенка. Кстати, после стимуляции яичников и переноса эмбрионов, оставшиеся яйцеклетки замораживаются (витрификация), и пара может сделать еще одну посадку уже через год или несколько лет.
"У меня немало пациентов, которые после рождения первенца, приходили за своими криозамороженными яйцеклетками. Есть и такие, у которых после ЭКО, рождались дети уже естественным путем", - говорит медик.
Карине Эдуардовна заметила, что в Армении пока нет закона, позволяющего воспользоваться двусторонним донорством. Это важно, поскольку одинокие женщины, у которых в основном нет сексуального партнера, для ЭКО используют донорскую сперму. У большинства женщин возраста 40+ бывают проблемы с яйцеклетками. В таком случае, им нужна также донация яйцеклетки. Из-за отсутствия законодательных регулировок в Армении это сейчас невозможно.
Если проблем с яйцеклетками нет, то пара может сделать ЭКО, однако за свой счет, поскольку госпрограмма помощи бездетным пока не включает эту группу населения. Кстати, ссылаясь на свой 16-летний опыт работы в Армении, медик подчеркнула, что постепенно обращаемость женщин без партнера к репродуктивной медицине увеличилась.
"На самом деле можно говорить, что в XXI веке бесплодие лечится на 100%. Поскольку, кроме указанных методов, существует также донация яйцеклетки или спермы, а в большом количестве стран и обоих компонентов. Кроме этого, можно прибегнуть к помощи суррогатных матерей", - заключила она.
Опыт пар
Ануш и Эдгар (имена изменены по их просьбе) женаты уже шесть лет. В первые два года супружеской жизни пара не задумывалась о рождении детей, а потом выяснилось, что есть проблема с зачатием (по мужской части). Хотя медики предлагали сразу сделать ЭКО с учетом возраста Эдгара (43 года), но пара решила идти поэтапно. Сначала они прошли лечение, после которого пыталась естественным путем зачать ребенка, однако все попытки были тщетны. Пришлось прибегнуть к внутриматочной инсиминации (ВМИ), но и она не дала результата.
"Уже четыре года мы обиваем пороги разных медцентров и пытаемся родить своего малыша. Потратили около $10 тыс, но, как правило, мне говорят, что проблема в нашей зацикленности. Теперь взяли небольшую паузу и готовимся сделать очередное ЭКО, хотя это не легкая процедура и вновь придется потратить $2-4 тыс", - рассказала Ануш.
Эдгар же не скрывает, что считает бессмысленными все пройденные этапы, поскольку, по его личному убеждению, нужно было сразу прибегнуть к ЭКО. Мужчина уверен, что проблема в его возрасте, а супруга (ей 33 года) еще молода и эмбрион приживется с первой же попытки.
"Я даже готов взять чужую сперму лишь бы у нас родился малыш, но Ануш против. Пока есть финансовые возможности, будем стараться", - рассказал он.
А у Армана и Яны (имена изменены по их просьбе) все сложилось. Они женаты уже восемь лет. Яне 36 лет, а Арману почти 40. Пара не планировала детей и заботилась о своем финансовом состоянии, а когда удалось накопить на дом и благополучную жизнь, выяснилось, что зачать ребенка уже не получается.
"Медики изначально предупредили, что ЭКО - самый дорогой способ (ставки идут от 2 млн. драмов (порядка $5 тыс.), но другого выхода у нас не было. Мы прошли необходимые обследования, процедуры и сделали три подсадки эмбрионов, последняя была успешной. В конце лета ждем малыша", - рассказала Яна.
Она ушла с работы, три месяца женщина находилась под бдительным присмотром медиков, поскольку был высокий риск выкидыша, теперь же просто каждую неделю наблюдается у врача. Пара решила не узнавать пол ребенка, главное, чтобы малыш был здоров.
У третьей пары - Марии и Арама (имена изменены) - дети зачаты в пробирке, но процедура посадки еще не проведена в виду возникших обстоятельств. Мария признается, что уже чувствует своих малышей, хотя они временно заморожены.
"Понимаю, что они могут не прижиться, но уже волнуюсь за них и иногда представляю, какими они будут", - рассказала женщина.
Долгожданный "ребенок из пробирки"
Арам (имя изменено по просьбе героя) один из первых детей, которые родились в Армении посредством ЭКО. Он появился на свет в Армении в 1992 году, но всю сознательную жизнь прожил в Новосибирске. Процедуру оплодотворения провели тоже в России.
Родители Арама говорят, что в числе 1500 "экспериментальных детей", которые родились благодаря работе Лаборатории раннего эмбриогенеза Всесоюзного научно-исследовательского центра по охране здоровья матери и ребенка. Однако близкие предпочитают не распространяться на эту тему, поскольку в Лори, откуда родом родители Арама, его рождение вызвало переполох.
Отец уезжал на трудовую миграцию в Россию и Беларусь. Во время очередной поездки, родственница из Москвы рассказала об экспериментальной программе, благодаря которой посредством ЭКО могут рождаться дети. Мужчина, отбросив сомнения, сразу вызвал к себе супругу, которой в Армении уже поставили диагноз бесплодие.
"Спустя 1,5 года родители вернулись в деревню с малышом, что вызвало множество вопросов, поскольку родственники знали о бесплодии мамы. Все ее рассказы об ЭКО вызвали ужас и сомнения. Дело дошло до того, что родственники прозвали меня "пластмассовый ребенок", что, естественно, травмировало меня, и родители решили переехать", - вспоминает Арам.
В России почти никто из его окружения не знает историю рождения. Сам Арам считает смешными все истории про различия детей, рожденных естественным зачатием и ЭКО. Его особенно забавляют байки о том, что "дети из пробки" менее эмоциональны и спокойные. Он говорит, что шкодил так же, как все его одноклассники.
"Родителей своих я люблю больше всех на свете, и мне абсолютно все равно, зачали меня на супружеском ложе или пробирке", – отметил он.
Есть риски
ЭКО несет в себе и определенные риски. С Кристине (имя изменено) мы разговаривали два года назад. Женщина работала медсестрой в частной клинике и зарабатывала неплохо. Долгое время она не решалась прибегнуть к искусственному оплодотворению и зачать ребенка из-за консервативных взглядов семьи. Несмотря на уговоры и даже угрозы родственников прекратить общение, женщина все же решилась и на накопленные средства сделала ЭКО. Первая посадка не удалась. После небольшого перерыва она сделала вторую, которая привела к развитию сразу двух плодов.
Медики уговаривали оставить один плод, поскольку на момент посадки Кристине было 46 лет. Риск выкидыша - большой, но женщина настояла. Она говорила нам: "Если Бог дал, значит, они должны родиться". Дети родились. Только вот их мать умерла при родах...
В период беременности возникли осложнения и проблемы с сердечно-сосудистой системой. Роды были преждевременными. Малыши родились здоровыми, но семья не смогла смириться с потерей и винила во всем новорожденных. В итоге близнецов усыновили другие люди.
И хотя исход может быть непредсказуемым, многие женщины-одиночки в Армении продолжают мечтать об ЭКО. Но позволить себе такую дорогостоящую процедуру не могут. Вся надежда - на расширение госпрограммы по финансированию репродуктивной медицины.
Стоимость ЭКО в Армении и мире
В Армении при средней зарплате 204 тысяч драмов (порядка $500) стоимость ЭКО колеблется от $5000-$10000 тысяч в зависимости от необходимых этапов лечения. В целом в регионе цена на эту процедуру почти одинаковая в Грузии она стоит $3000-6000 тысяч, в Турции от $2700-6000, а в Азербайджане $3700- 5000.
В европейских странах цены разнятся.
Если в Германии ЭКО стоит около $6000-7000, то в Польше $2500—5000.
В Израиле процедура дороже - $7000-8000.
В эту сумму входит необходимое, но дорогостоящее лечение.
Начальник управления охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Армении Нуне Пашаян рассказала, что Госпрограмма по преодолению бесплодия действует с 2019 года. За это время на свет родились 125 детей.
"Нам часто рассказывают о детях, рожденных благодаря этой программе, каждый успешный опыт - большая радость для нас, но, к сожалению, пока она касается не всех желающих", - отметила она.
Пашаян рассказала, что бенефициарами программы могут стать военнослужащие и приравненные к ним лица; люди с инвалидностью (если она не является противопоказанием к беременности); родители погибшего или умершего военнослужащего; жители приграничных сел (184 общин); участники системы социального пособия (28+ баллов по системе "Парос") и родители погибших военнослужащих и добровольцев. Для последней группы сняты все ограничения.
Главные требования, чтобы брак был зарегистрирован, у пары должен быть, как минимум, двухлетний диагноз бесплодия. Обязательно один из супругов должен быть гражданином Армении, а также один из супругов должен быть в возрастной группе 20-35 лет (женщина может сохранить статус бенефициария до 38 лет).
Государство финансирует диагностику причин бесплодия и их лечение, обязательные исследования для оплодотворения. Первую попытку ЭКО государство полностью оплачивает, а вторую лишь на 50%.
Обслуживание по госзаказу можно пройти в пяти медцентрах
"Астхик"
"Шенгавит"
Fertility Center
Центр охраны здоровья матери и ребенка
Республиканский институт репродуктивного здоровья, перинатологии акушерства и гинекологии.
Кроме этого, долгие годы в Армении действовала благотворительная программа "Арагил" (Айст), которая также финансировала ЭКО для малоимущих пар. А с 2019 года действует программа "Ай манук" (Армянский ребенок), которая также помогает бездетным семьям получить желаемого ребенка, однако им необходимо за свой счет пройти первый этап диагностики.
Ситуация с рождаемостью
В Армении в последние два года естественный прирост населения существенно сократился. В 2020 году в стране родилось всего на 183 человека больше, чем скончалось. Это обусловлено пандемией (за ее период скончалось более 8 тысяч человек), а также 44-дневной войной (около 4 тысяч погибших). В 2021 году ситуация немного улучшилась и прирост населения повысился до 1927, хотя это почти на пять раз меньше чем в 2020 году – 9855.
Вместе с этим, общий коэффициент рождаемости (количество живорождённых в течение данного года на 1000 человек, измеряется в промилле) также сократился. Если в 1990 году в Армении был показатель в 22,5 промилле, то в 2019 году понизился в два раза и составил 12,2 промилле. Однако уже в 2020 году он повысился до 12,3, а в 2021 году еще на 0,1 промилле.
Это свидетельствует хоть и о небольшом, но росте рождаемости и учитывая, что он фиксируется в год пандемии и войны, а также после них, то не исключен бэйби-бум при более благоприятной для рождения детей ситуации в стране.