Родители детей с инвалидностью бьют тревогу – количество мест по госзаказу сократилось, в результате дети получают реабилитационное лечение всего один-два раза в год вместо трех-четырех, как раньше. Как следствие – все приобретенные навыки (самостоятельно сидеть, стоять в ходунках и т.д.) деградируют. В связи с этим недавно родители обратились с письмом к министру здравоохранения. Они также жалуются на качество предоставляемых государством средств поддержки, отмечая, что они слишком скоро выходят из строя.
Мариам Ованнисян в беседе со Sputnik Армения рассказала, что ее сыну 16 лет, и у него детский церебральный паралич. Прямо сейчас подросток проходит реабилитационное лечение в Республиканском реабилитационном центре.
"У моего сына спастическая напряженность мышц из-за ДЦП, и он должен постоянно проходить физиотерапию, чтобы сохранить свои навыки. Благодаря занятиям он самостоятельно садится, и если через 2-3 месяца он снова не пойдет на занятия, то не сможет удерживать себя, садиться. Сейчас с ним работает и психолог, так как юноша в переходном возрасте", – рассказывает Мариам.
Родители не в состоянии сами заплатить за лечение 75 тыс драмов ($180), так как немало и других расходов. Мариам говорит, что в прошлом иногда также бесплатно получали подгузники, но в последнее время их тоже нет.
Она сетует, что государство находит деньги на все, но экономит на лечении детей с ограниченными возможностями. "Моему сыну осенью снова нужно будет пройти реабилитационное лечение, но сказали, что мест больше нет. Дело в том, что число бенефициаров увеличилось. Хотелось бы, чтобы лица, принимающие подобные решения, прожили денек с моим сыном, с его проблемами. Разве обязательно постоянно сыпать нам соль на раны?", - говорит Мариам.
Кроме того, женщина отмечает, что средства поддержки, предоставляемые государством детям с ограниченными возможностями, низкого качества. В прошлом году им дали коляску, которая сразу же сломалась, когда мальчика пытались посадить на нее. Пришлось купить новую. Она утверждает, что выдаваемая ортопедическая обувь тоже не отличается качеством, и родителям приходится доплачивать, чтобы получить по госзаказу несколько более качественные средства поддержки.
У 15-летнего сына Рузан Амбарцумян тоже ДЦП, он не ходит и не разговаривает. В феврале получил реабилитационное лечение. Записались на прием во второй раз, но женщина говорит, что не надеются дождаться своей очереди. "Во время реабилитационного лечения дети с ДЦП избавляются от мышечных болей. Во время этого лечения также важна работа с логопедом. Знаете, если задержать второй курс, у ребенка возникают мышечные боли, судороги. Судороги – хуже всего, они могут привести к смерти. Мой сын сейчас в переходном возрасте, судороги усилились, ему жизненно необходимо реабилитационное лечение", - говорит Рузан.
По ее словам, 2-3 года назад, когда ребенок получал реабилитационное лечение по 3-4 раза в год, с помощью физиотерапии и вспомогательного устройства ему удавалось встать без хирургического вмешательства. Сейчас число бенефициаров увеличилось, и родители пытаются сделать так, чтобы дети хотя бы раз в год получали реабилитационное лечение. Рузан напоминает, что они и в прошлом году столкнулись с той же проблемой, но хотя бы успели пройти второй курс лечения.
В ближайшее время родители намерены требовать встречи с министром здравоохранения, кроме того, они хотят провести акции протеста со своими детьми – в инвалидных колясках, ходунках. "Мы должны поднять также вопрос качества предоставляемой нам по госзаказу техники – вертикализаторов, ходунков, ортопедической обуви. Если мы хотим получить по госзаказу поддержку хорошего качества, то должны доплатить, но и в этом случае качество бывает не лучшим. Нам максимально все усложнили", - говорит Рузан.
Начальник управления по обеспечению равных возможностей Министерства труда и социальных вопросов Кристина Ованнисян в беседе со Sputnik Армения прокомментировала качество вспомогательного оборудования, отметив, что организации, предоставляющие такие устройства, импортируют устройства, соответствующие стандартам Международной организации по стандартизации ISO.
"Когда какая-либо организация решает оказать услугу, то сначала подают заявку в министерство. У нас есть комиссия, которая изучает заявку и через некоторое время принимает решение. После подачи заявки уточняют, какие товары нужно импортировать", - говорит Ованнисян.
По ее словам, инвалидные коляски приспособлены для детей с ДЦП. Если родитель недоволен, что она сломалась, то действует гарантия, и они могут сдать ее в ремонт или поменять на новую.
По словам чиновницы, министерство не получало письменных жалоб в связи с качеством предоставляемых средств. Сотрудники министерства также проводят мониторинговые визиты и докладывают о том, как работает та или иная организация. В том же контексте опрашивают людей с ограниченными возможностями. Ованнисян отмечает, что если родители лица, имеющего инвалидность, хотят взять в рамках госзаказа вспомогательное устройство лучшего качества или с большим количеством возможностей, то они могут сделать это за определенную доплату.
Добавим, что родители получили из Минздрава ответ на свое письмо, которое предоставили и нам.
Министерство, в частности, сообщает, что в последние годы финансовые средства, выделяемые из госбюджета для обеспечения медицинской помощи и услуг, предоставляемых детям с инвалидностью в больничном и внебольничном звене, и число обслуживаемых случаев постоянно увеличивались.
"Оказанные В 2021 году внебольничные услуги по сравнению с 2018 годом выросли примерно на 57% (98 632 посещения против 62 967), а больничные посещения – на 18%. Размер выделенного из госбюджета финансирования в 2021 году составил 845,5 млн. драмов ($2 млн). По сравнению с 2018 годом рост составил 72%", – говорится в письме.
Отмечается также, что в первом полугодии 2022 года объем услуг по госзаказу составил 320,6 млн. драмов ($775 тыс).
Осенью прошлого года такой вопрос уже поднимался – дети с инвалидностью не могли получить реабилитационное лечение, поскольку места по госзаказу закончились. В Министерстве здравоохранения тогда объясняли это увеличением числа бенефициаров после войны. Получается, в этом году места на госзаказ не закончились, просто очередь не доходит даже до второго курса реабилитации.