Вот уже несколько месяцев, как турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган анонсирует новую военную операцию против курдов на севере Сирии.
В прессе в качестве вероятных направлений движения турецких войск при новой операции упоминаются районы Тель-Рифаат и Манбидж, но на уме у Эрдогана заполучить и Алеппо – жемчужину Сирии, о чем публично он не говорит.
И войска приведены в полную боевую готовность, и министр обороны заявляет, что армия ждет лишь приказа президента. Уже и праздник Курбан-байрам давно позади, а турецкий лидер, вопреки прогнозам СМИ, все медлит.
Затягивание начала операции вполне объяснимо. Москва, Тегеран и Вашингтон проявили единодушие, четко заявив, что этот шаг Анкары может привести к эскалации конфликта в Сирии и обострению ситуации на Ближнем Востоке в целом.
Хотя после встречи с лидерами России и Ирана в Тегеране, на которой обсуждалась сирийская тема, турецкий президент и заявил, что вопрос военной операции остается в повестке, однако переговоры повлияли на его позицию, и от конкретных действий он пока воздерживается.
Между тем, времени у турецкого лидера все меньше, президентские выборы в стране назначены на июнь 2023 года.
Несмотря на посреднические усилия (диалог по украинскому вопросу, переговоры по экспорту зерна через Черное море), которые дают ему как политические, так и экономические дивиденды, инфляция в самой Турции ускоряется. Страна не обладает достаточными ресурсами для преодоления глубокого экономического кризиса. В этих условиях Эрдогану позарез нужны "силовые упражнения" за пределами страны, дабы продемонстрировать населению свои успехи на внешней арене.
Куда же обратит свой взор турецкий волк?
Нынешние действия турецкого лидера все больше напоминают бег на месте. Хотя бег и "общепримиряющий", но пользы приносящий мало, тем более что дела на севере Ирака идут не столь успешно, как того хотелось бы турецкому руководству.
Эрдогану придется оглянуться вокруг для нахождения новой мишени. Куда обратит он свой взор?
На армянское направление? Сейчас это вряд ли возможно, учитывая отношения с Москвой и позицию Тегерана. Хотя в преддверии переговоров лидеров России и Турции 5 августа в Сочи в Нагорном Карабахе начались инциденты, однако серьезный рост напряженности в регионе на данный момент маловероятен. Тем более, что Тегеран и Москва на переговорах дали ясно понять Анкаре, что здесь упражняться не стоит.
На Грецию? И этот вариант не так прост. Одержать быструю победу над греками, как это было в 1974 году на Кипре, уже не получится. Утверждения о непобедимости турецкой армии – не что иное, как очередной миф. Даже в далеком 74-м ВС Турции в буквальном смысле своим "пушечным мясом" завалили северную часть острова.
Сегодня Греция довольно серьезно готовится к отражению возможной турецкой агрессии. Анкара прекрасно понимает, для чего Соединенные Штаты увеличили количество баз в Греции до девяти. Одна из них – в городе Александруполис (куда Пентагон отгрузил, как минимум, четыре сотни танков и бронемашин), находится всего в 45 километрах от Турции.
"Против кого они (базы – ред.) развернуты? Они говорят, что против России. Но мы на это не купимся", – открыто заявил Эрдоган.
Турки недовольны расширением военного сотрудничества Вашингтона и Афин, тем более что американцы решили разместить истребители F-35 и F-15 на острове Крит.
Злость турок понятна. В свое время Анкара так и не сумела приобрести американские комплексы Patriot, взамен закупив российские ЗРК C-400. За это ей пришлось поплатиться: Вашингтон исключил Анкару из программы по производству F-35. Более того, турки до сих пор не могут добиться даже поставок американских истребителей F-16, хотя торгуются вовсю, угрожая не дать окончательное "добро" на вступление Швеции и Финляндии в НАТО.
На Западе, несмотря на публичные "реверансы" перед Анкарой, устали от турецких амбиций и пытаются умерить аппетиты Эрдогана.
Что касается военных возможностей, то уж слишком долго Турция кичится "второй по мощи армией в НАТО". На этом фоне неслучайно зазвучали заявления европейских лидеров об усилении своих вооруженных сил. Сначала канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что в скором времени у Германии будет самая большая армия среди европейских стран-членов НАТО.
Затем министр национальной обороны Польши Мариус Блащак заверил, что Польша создаст у себя самые сильные сухопутные войска среди европейских стран НАТО. Скорее всего, именно на поляков и решили сделать ставку американцы.
По следам османов
Греция – не единственная мишень на Балканах. Эрдоган может присмотреться к более уязвимым балканским государствам. Удобный предлог "залезть" на полуостров, вроде помощи мусульманским братьям, в лице косовских албанцев или босняков, всегда найдется.
В середине июня глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу побывал в Сербии, а уже в сентябре ожидается турне самого Эрдогана по балканским странам.
И надо же, какое совпадение! После визита Чавушоглу в Сербию ситуация на границе с Косово резко обострилась. В Белграде заявили, что стороны находились в шаге от конфликта. Хотя проблему временно замяли, однако большой пожар на Балканах может разгореться в любой момент.
Эрдоган, который разрывается между проектами "Великий Туран" и "воссоздание Османской империи", похоже, идет по следам османов.
В заключение…
Сегодня практически все страны вооружаются. На наших глазах происходит очередной передел мира.
Выдвигаются самые различные гипотезы по поводу того, какие страны уцелеют, а какие исчезнут с карты мира.
Одни эксперты утверждают, что Британия пытается развалить Евросоюз, другие, наоборот, усматривают стремление Франции и Германии развалить британскую империю до "голой" Англии. Третьи предрекают гражданскую войну в Соединенных Штатах, четвертые пророчат развал России. Есть и противоречивые прогнозы по поводу Китая.
Но происходящие процессы таят в себе не только серьезные риски, но и неплохие возможности для любого государства (другой вопрос – насколько успешно ими смогут воспользоваться). Кстати, Армения в этом плане – не исключение...