ЕРЕВАН, 3 авг – Sputnik, Нана Мартиросян. В Армении уже достаточно долгое время не утихают бурные дискуссии вокруг ситуации в сфере образования. Правительство республики заявило о намерении провести комплексные реформы в этой сфере, начиная от внедрения новых образовательных стандартов и заканчивая строительством студенческого городка. Теперь же поводом для очередных дискуссий стали итоги вступительных экзаменов.
В частности, обеспокоенность граждан и экспертного сообщества вызвало то, что по итогам двух конкурсных туров порядка 16 тысяч платных и бесплатных мест из 22 тысяч в государственных и коммерческих вузах Армении остались вакантными (уже после публикации материала министерство уточнило ранее обнародованные данные, сообщив, что число вакантных мест в вузах составляет 14158 - ред.).
Министерство ОНКС объясняет это тем, что в ряде вузов в этом году абитуриенты сдавали не один, а два единых государственных экзамена. Кроме того, в предыдущие годы абитуриенты могли поступить в некоторые вузы на основании оценок в школьном аттестате, а сейчас – только по результатам ЕГЭ.
Бывший министр образования Эдуард Казарян отмечает, что, в основном, вакантными остались места в коммерческих вузах и наименее "востребованных" государственных, в которых количество абитуриентов всегда было намного меньше других высших учебных заведений. По его убеждению, переход всех вузов на ЕГЭ может серьезно отразиться на количестве поступающих в Ереванский государственный педагогический университет, а это в свою очередь приведет к дефициту учителей, нехватка которых ощущается уже сейчас.
"Недобор будет и по итогам экзаменов на заочное обучение, поскольку поступать будут по ЕГЭ. Нужно быть реалистами, уровень подготовленности абитуриентов действительно невысок и такая ситуация была вполне прогнозируема", - сказал Казарян.
Вместе с тем, он уверен, что объединение вузов либо постепенное закрытие коммерческих высших учебных заведений не решит проблему. Эксперт указал на важность неотложного решения общеобразовательных проблем, а также повышения привлекательности педагогической работы.
В свою очередь эксперт по образовательным вопросам Менуа Согомонян считает, что государство проводит невнятную политику в сфере образования, что приводит лишь к отрицательным последствиям. Недобор в армянских вузах он увязывает не только с проблемами в общеобразовательной сфере, но и разочарованием и отсутствием мотивации среди абитуриентов. По его убеждению, людей беспокоят вопросы безопасности, в связи с чем многие вывозят своих детей из Армении. Часть абитуриентов же, пытаются получить образование за границей и уже, начиная со старших классов школы, ищут возможность программы переезда.
"Есть проблемы и с рынком труда. Академическое образование стало менее привлекательным с учетом того, что, пройдя некие курсы, можно быть более востребованным, нежели окончив вуз", - заметил он.
Согомонян напоминает, что власти выступали с обещаниями о реформах в сфере образования, экономики и демократии, однако в течение последних четырех лет ситуация лишь ухудшается и абитуриенты лишаются мотивации и веры в будущее.
"Как студенты, так и учащиеся старших классов стали безразличными. Они не верят в возможность самореализации, а это серьезная проблема. Наше общество впадает в апатию, а государство не занимается вопросами образования", - сказал Согомонян.
Эксперт уверен - государство должно озвучить цели и задачи реформ в сфере образования и конкретными действиями реализовывать их.
Отметим, что в 2022 году в общей сложности на сдачу единого госэкзамена было заявлено 13 887 абитуриентов, однако сдали его лишь 11 587. По этапам двух конкурсных туров в разные вузы поступили 9 729 абитуриентов. В то время, как армянские вузы в этом году предоставили 22 тысячи платных и бесплатных мест. Примечательно, что вакантными остались и бесплатные места: в частности, из 1900 доступных заняты только 1670. Из предоставленных коммерческими вузами 7500 мест занято лишь 131.
Порядка 700-800 выпускников школ получили положительные оценки, однако не смогли набрать достаточного количества баллов для поступления в вуз по выбранной специальности. Эти абитуриенты скорее всего будут получать образование заочно. В армянских вузах по заочной системе вакантны 2300-3000 мест.