ЕРЕВАН, 4 авг — Sputnik. Предстоящая встреча лидеров России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана важна для обеих сторон. С одной стороны нужно обсудить широкий спектр вопросов двусторонней повестки, от туризма до экономического взаимодействия, с другой - темы не очень приятные: обострение на Южном Кавказе, ситуация вокруг Нагорного Карабаха, Сирия и ряд других. Однако на фоне всех этих историй российские эксперты уже указали на особенность завтрашнего дня.
Доцент Института стран Азии и Африки МГУ, кандидат исторических наук Павел Шлыков на круглом столе в Москве отметил, что именно президент Турции приезжает к российскому лидеру.
"Это говорит о том, что он (Эрдоган, - ред.) хочет получить то, чего ему не удалось достичь за последние месяцы путем очных и не очных переговоров. Возможно, речь идет о наиболее острой проблеме в Сирии и синхронизации позиций, которая не произошла во время саммита в Тегеране, возможно - Эрдоган попытается получить уступки от России, или выйти на новый уровень переговоров", - сказал Шлыков.
Эксперт считает, что стороны обсудят аспекты торгово-экономического сотрудничества, среди прочего - отмена въездных виз для турок.
По его словам, Турция сегодня стремится к стратегической автономии, что выражается в возможности маневрировать между разными крупными игроками, сверхдержавами. Анкара, хоть и является державой среднего звена, однако себя сама такой не позиционирует. Более того, всегда, когда обостряются отношения с Западом, она показывает, что у нее есть альтернатива.
Мотивы Эрдогана
Военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев считает, что основной темой переговоров станет Сирия. По его словам, Эрдоган пытается добиться от России согласия на то, чтобы турецкие войска заняли Тель-Рифат и Манбидж, путем которого они могут объединить западное и восточное плечо.
"Россия здесь не пойдет навстречу Турции. Понимая это, Анкара проводит там спецоперации на уровне спецназа, точно так же, как решал вопрос Азербайджан в Карабахе", - сказал Евсеев.
Он отметил, что Россия вынуждена учитывать турецкий фактор на постсоветском пространстве.
В свою очередь старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Виктор Надеин-Раевский считает, что у Эрдогана есть большие амбиции, и он проводит свою политику.
Турецкий лидер постоянно подчеркивает важность страны, ее стремление войти в 10 экономически самых сильных государств. Надеин-Раевский скептически относится к намерениям Анкары, учитывая высокий уровень инфляции в стране и специфической валютной политике, а также кризисе, который переживает Турция.
Переговоры в Сочи важны
Важность предстоящих переговоров отметил заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков.
"Переговоры крайне важные на фоне того, что Запад закрывается от нас, от всего мира. Восток этого делать не планирует. Будущее мирового политического процесса сдвигается на Восток, наступает новый мировой порядок, к которому мы должны быть готовы. Это непростой процесс перестройки себя в работе с нашими партнерами", - сказал он.
По его словам, Россия, в отличие от США, сегодня выработала модель взаимоуважения, благодаря чему ей удалось сформировать беспрецедентный переговорный формат Россия-Турция-Иран. Он отметил, что трех игроков объединяет возможность действовать, договариваться и искать точки соприкосновения.
"Саммит в Сочи - о том, чтобы искать точки соприкосновения, как бы тяжело это не было. Предстоит обсуждать вопросы поставок газа, туризма, геополитические вопросы - вопрос на Балканах, Закавказье, Южный Кавказ, мы видим очередное обострение", - сказал Аватков.
При этом профессор, руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки НИУ ВШЭ Андрей Бакланов подчеркнул, что к Турции сегодня приковано такое внимание, как к никакой другой стране. Это обусловлено активной политикой Анкары в непосредственном окружении Москвы, политикой, которая существенно влияет на происходящие события.
"Они участвуют в переговорном процессе по вопросам, которые для нас очень близки и нужны. Постоянно увеличивается их потенциал, в том числе и переговорный, и роль. Эта активность переходит от формы повышенного количества движения в форму, которую отметили, заметили и используют в РФ", - сказал он.
Бакланов отметил, что российская сторона ведет активную работу на турецком направлении. В отличие от США и Великобритании с Турцией можно договариваться, объяснять. В тоже время он считает, что по трети вопросов между Анкарой и Москвой есть крайнее несогласие - в частности по ситуации на севере Сирии.
Он считает, что отношения между Россией и Турцией не назовешь простыми и союзническими, в них будет превалировать осложненное взаимодействие. На это влияют и амбиции Анкары, которая не скрывает, что хочет быть первой на Ближнем Востоке, и пытается стать ключевым игроком нового международного порядка.