ЕРЕВАН, 10 авг — Sputnik. Правительство Армении не пытается реально регулировать сферу деятельности онлайн-такси, принимаемые меры на самом деле носят имитационный характер и преследуют иные цели. Такое мнение выразил Sputnik Армения председатель Отраслевого союза работодателей такси-сервисов Армении Ваагн Саакян.
Ранее Министерство территориального управления и инфраструктур ввело в оборот проект изменений в закон "Об автомобильном транспорте". В частности, предлагается обложить налогами деятельность онлайн-такси и взимать за каждую перевозку налог в 10%-ном размере от базовой пошлины, которая составляет 1000 драмов. Авторы документа обосновывают необходимость изменений тем, что отрасль до сих пор никак не регулируется, в то время как сама услуга крайне востребована. Многие водители осуществляют перевозки, которые никем не контролируются и не облагаются налогами. Все эти недостатки теперь хотят устранить.
Однако, по мнению Саакяна, чтобы вывести онлайн-такси из тени, достаточно просто следить за соблюдением уже действующих законов, а не писать новые. Как пояснил эксперт, регулирующий сферу такси закон есть, однако он не распространяется на онлайн-сервисы. В этом Саакян видит определенные коррупционные риски.
Стоит отметить, что в Ереване в общей сложности работают 60 тысяч такси, из них порядка 55 тысяч функционируют в рамках онлайн-сервисов. В свое время заняв нишу практически целиком, онлайн-перевозчики постепенно стали повышать цены на услуги, а также установили вариативный тариф в зависимости от времени суток и пробок на дорогах. В итоге минимальная плата за проезд с первоначальных 300 возросла до 1000 драмов (чуть больше 2 долларов по текущему курсу).
"Законодательными изменениями хотят не регулировать сферу онлайн-такси, а узаконить незаконные организации. Онлайн-сервисы уже много лет работают в Армении и ничего не платят государству. Но ошибочно полагать, что в случае вступления законопроекта в силу они станут платить", - говорит наш собеседник.
В первую очередь, проблематичным является контроль за перевозками. Если мобильное приложение принадлежит частной компании, то его уже невозможно контролировать. Во-вторых, нельзя устанавливать плоскую шкалу налогообложения и платить один и тот же налог при дальних перевозках и при минимальных дистанциях. Закономерным итогом предложенных изменений Саакян считает очередное повышение цен на такси. И в итоге - опять выиграют онлайн-сервисы.
Глава общественной организации заметил, что обычные такси-сервисы в месяц платят базовый налог в 9100 драмов (почти 20 долларов) и подоходный налог в размере 50 000-80 000 драмов за каждого работника. Онлайн-сервисы не платили и не будут платить такие суммы, уверен он.
Более того, такси-сервисы платят за ОСАГО больше, чем машины, задействованные в онлайн-сервисах, которым страховка обходится в ту же сумму, что и обычным авто; ведь нигде не фиксируется, что это такси.
С точки зрения эксперта, законодательство в сфере такси по своей сути носит дискриминационный характер – для одних игроков действуют одни правила, для других – совершенно другие. Такая дискриминация в свое время и фактически уничтожила сферу такси-перевозок в Армении.