ЕРЕВАН, 13 авг — Sputnik, Рубен Гюльмисарян. Андрей Пастухов в 1876 году (16 лет от роду) служил писарем при конном заводе – работа невесть какая романтическая, и тут волею судьбы приключился в его жизни некий топограф Сидоров, который прибыл на завод для исправления устаревшей карты тамошнего уезда. Топография увлекла юношу, да так, что тот через год блестяще сдал экзамен по программе вольноопределяющихся в Санкт-Петербургскую военную гимназию и был определен в Корпус военных топографов, с зачислением в учебную команду.
Командование не обошло вниманием его способности, и в апреле 1879 года был выдан приказ о производстве Пастухова в унтер-офицеры и назначении его на топографическую съемку Курляндской губернии. Но он мечтал о военной карьере, от губернии как-то отбоярился, и вскоре был назначен на службу в Военно-топографический отдел Кавказского военного округа, в Тифлис.
Пастухов занялся топографией и картографией, но заговорили о нем после того, как в 1890 году он совершил свое первое восхождение на западную вершину Эльбруса. Потом он дважды поднимался на Арагац (1893, 1895), трижды на Большой Арарат (1893, 1894, 1895), два раза на Малый (1893, 1895).
Экспедиция Русского дома на Арагаце обнаружила камень с выгравированной датой подъема Андрея Пастухова на гору
© Photo : Русский дом в Еревaне
Вот на первом своем восхождении на Арагац Пастухов и оставил на западной вершине свой автограф, который случайно обнаружила координатор Российского центра науки и культуры в Ереване Елена Шуваева-Петросян. Ряд экспедиций на Арагац проводился в рамках программы по созданию мультимедийных карт русско-армянского партнерства в периоды русско-турецких и русско-персидских войн.
"Я обратила внимание на этот камень несколько лет назад, а потом, на следующем восхождении, его не нашла. Обошла всю вершину, его просто не было. На следующий раз было много снега, бессмысленно искать. И в конце июля 2022 года, когда шла обратно, взгляд его выхватил – он лежал на своем месте, такая каменная тумба, где-то куб с ребром в метр, может, чуть меньше", - рассказывает Елена.
Кстати, именно на западной вершине Арагаца в период русско-турецких войн располагались наблюдатели Русской Императорской армии – оттуда удобно наблюдать за большой прилежащей территорией.
Пастухов, кроме собственно картографии, занимался и исследованиями ледников. Согласно его заключениям, озера Арагаца – Лессинг (3200 м над уровнем моря) и Кари (3207 м) – образовались в результате таяния древних ледников.
Экспедиция Русского дома на Арагаце обнаружила камень с выгравированной датой подъема Андрея Пастухова на гору
© Photo : Русский дом в Еревaне
К сожалению, Пастухов прожил до обидного мало: не щадил он себя, и большие физические нагрузки негативно сказались на здоровье. Летом 1899 он вынужден был прервать полевой сезон и отправиться на лечение в Пятигорск - при осмотре врачи обнаружили застарелую язву. Он скончался в больнице города Пятигорска в сентябре 1899 года, в возрасте всего 39 лет. Похоронили его, согласно завещанию, в нескольких метрах от вершины горы Машук.
Вершины Арагаца и Арарата хранят немало таких каменных автографов, говорит Елена. От себя добавим: хотелось бы надеяться, что когда-нибудь появится их собиратель и исследователь - ведь по этим свидетельствам, в том числе, составляется история исследования высочайших армянских вершин.