Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Джо Байден, Раиси и бин Салман спешат на помощь
Кажется, мировое сообщество решило вытащить президента Турции Эрдогана из той инфляционной ямы, в которую он загнал свою страну за последние годы. Во всяком случае, именно такое впечатление создается, когда смотришь, как наперебой пытаются помочь финансами турецкому лидеру и американцы с саудитами, и Россия с Ираном. Эр-Рияд уже обещал Анкаре депозит в размере 20 миллиардов долларов, 10 из которых в качестве казначейских облигаций поступят вот-вот.
Иран запланировал довести ежегодный товарообмен с Турцией до 30 миллиардов, а еще собирается продлить соглашение о поставках природного газа на предстоящие 25 лет. В условиях свистопляски нынешних мировых цен на энергоносители и мировой кризис на этом рынке поддержка со стороны Тегерана - неоценима.
США, которые в последнее время в контрах со своим натовским союзником, вдруг принимают турецкую военную делегацию. Переговоры будут на предмет продажи той самой партии истребителей F-16, о которых Вашингтон с Анкарой никак не договорятся. Правда, в июне после встречи со своим турецким коллегой американский президент Байден уже сказал сакраментальное: "Мы должны продать F-16 Турции. Я говорил об этом в декабре, и моя позиция с тех пор не изменилась. Не продавать их не в наших интересах".
Однако с тех пор немало воды утекло, а воз и ныне там. Правда, после этого группа конгрессменов выступила с определенными возражениями. Однако, если судить о решимости Анкары все-таки перенаправить вопрос из Пентагона в Конгресс, турецкое лобби сработало, и дело - на мази.
Правда, есть еще и Греция, которая с максимальной активностью противодействует продаже истребителей своему региональному антагонисту, используя при этом именно формат НАТО. Однако следует понимать, что в нынешнем историческом промежутке времени у Афин никто мнения спрашивать не будет. На дворе новый миропорядок, при котором не только консенсус, изначально действующий в Североатлантическом альянсе, уже не обязателен, но и множество иных, не менее важных принципов, горят синим пламенем.
И даже продолжающиеся между Москвой и Анкарой переговоры о поставке новых партий зенитно-ракетных комплексов российского производства С-400 не способны отвлечь президентскую администрацию Соединенных Штатов от желания поставить туркам истребители.
России невыгодны резкие телодвижения на старте нового миропорядка
Тем более, что платить Анкара будет полновесной валютой. Как говорится, бизнес есть бизнес, и никакие возражения натовского же союзника Греции не могут повлиять на американцев. Ведь турки получают финансовую поддержку не только от саудитов и иранцев. Еще Эрдогану ощутимо финансово помогает Россия. Дело в строительстве атомной станции Аккую на территории Турции, на которую у Анкары, похоже, больше нет денег.
Однако "добить" строительство России необходимо, исходя не столько из финансовых, сколько из геополитических соображений. И именно поэтому "Росатом" уже обещал передать Турции 15 миллиардов долларов из 20, необходимых для строительства АЭС. И это все после того, как Анкара неоднократно заявляла, что будет строить на Украине сборочный цех для новых "Байрактаров"…
На первый взгляд подобные резкие телодвижения государств, имеющих серьезные разногласия с генеральной геополитической линией, которой придерживается Анкара и президент Эрдоган, могут кого-то и удивить. Однако если учитывать предстоящие в Турции в следующем году президентские выборы и то обстоятельство, что турецкий президент попал в достаточно тяжелое положение, то ребус можно расшифровать достаточно легко.
Неожиданная, не спрогнозированная смена лидера одного из ключевых игроков в регионе, где на украинском плацдарме решается судьба наступающего миропорядка, способна испугать даже такие сверхдержавы, как Россия и США. Если Эрдоган проиграет, то резкая смена внешнеполитического курса Турции попросту неизбежна. А это невыгодно ни Москве, ни Вашингтону.
Правда, следует понимать – ни один из глобальных игроков не станет говорить о том, что полностью доволен поведением Эрдогана. Американцы могут предъявить, например, упрямство Анкары в таком важном деле, как привлечение в НАТО Швеции и Финляндии.
Тут-то с натовским консенсусом и Вашингтону, и сателлитам считаться приходится. Турции европейцы на самом деле откровенно побаиваются из-за наличия на ее территории многомиллионных потенциальных мигрантов, которым дай шанс – тут же хлынут на "землю обетованную", сиречь – в Евросоюз. Где просто так платят по 800 евро на нос, и даже не особо заставляют работать. Им же пока не понять, что отныне европейские молочные реки и кисельные берега – это откровенный мираж.
Президентский саммит в Тегеране оказался решающим
Россия с Ираном касательно Турции могут иметь свои "предъявы" в отношении, например, сирийского плацдарма. Там вроде бы втроем с натугой, но толкают вперед телегу под названием "астанинский формат". Однако Анкара никак не откажется от своих планов по проведению операции против курдов, зацепившихся за северные территории Сирии, несмотря на то, что американцы, ранее их поддерживавшие, сейчас, по сути, умыли руки.
Эрдоган все еще продолжает угрожать своему южному соседу "антитеррористической операцией". Хотя после трехстороннего президентского саммита в Тегеране (Россия, Иран, Турция), где турецкому президенту буквально на пальцах объяснили, как "не следует действовать" в Сирии (а заодно и на Южном Кавказе, там, где стыкуется армяно-иранская граница), страсти вроде чуток поутихли.
Более того, официальная Анкара вдруг посоветовала сирийской оппозиции, с комфортом расположившейся в северно-западных районах, под тепленьким крылышком вторгшейся турецкой армии, поискать контактов с официальным Дамаском. Понятно, что это вызвало взрыв недовольства у "сирийских оппозиционеров", тоже не совсем адекватно реагирующих на нормы нового, наступающего миропорядка.
Как говорится, к хорошему быстро привыкаешь и очень трудно отвыкаешь. Однако эдакий легкий флер смены официального курса Анкары на сирийском плацдарме в любом случае может свидетельствовать о том, что в Тегеране на президентском саммите Эрдогану было сделано предложение (думается, с двух сторон), от которого он никак не мог отказаться.
Ведь финансово-экономическая ситуация в самой Турции действительно аховая. Инфляция в стране возросла до 24-летнего максимума и составила в июле 79,6%. Цифра страшная в первую очередь для самого Эрдогана, которому с ней и вступать в предвыборную борьбу, а она, собственно, уже началась. Согласитесь, что это не легко в условиях, когда рост цен на продовольствие составил рекордные 93.6%.
Приходится диктовать частному капиталу цены на хотя бы десятку самых необходимых продуктов питания – а на это нужны деньги, которые, по большому счету, можно получить у Москвы с Тегераном, да у Вашингтона с Эр-Риядом, исключительно в ответ на какие-то (весьма серьезные) уступки в политике. Вот так и спасают Эрдогана его коллеги из России, Ирана, США и Саудовской Аравии…