Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
В то время как жители областей Армении стремятся в столицу, молодая пара из Еревана несколько лет назад решила купить дом в Гюмри и переехала во второй по величине город страны. К решению Давида и Кристины родители поначалу отнеслись несерьезно, однако все изменилось, когда им показали сертификат.
"Когда мы с Кристиной искали жилье, то поначалу наш выбор пал на большой центр в Ереване, затем потихоньку стали подбирать варианты в периферии. Когда же "дошли" до Аштарака, я подумал о Гюмри", - рассказывает Давид.
У него в Гюмри были близкие друзья, у которых они часто с Кристиной гостили.
Супруги Давид Аветисян и Кристина Солоян в своем доме в Гюмри
© Photo : provided by David Avetisyan
"Мы искренне любили этот город, его умиротворенность, неспешность темпа жизни, свежесть воздуха и прохладу. Все здесь контрастировало с душным, шумным и хаотичным Ереваном", - говорит он.
Симпатия к городу и хорошие друзья сыграли в итоге решающую роль в том, что пара перебралась в Гюмри.
Дом с сюрпризом
На момент приобретения дома Давиду было всего 24, а его невесте – 22 года. Самостоятельно собрав сумму на первый взнос и, воспользовавшись программой "Доступное жилье молодым семьям", пара смогла реализовать свою мечту.
Дом был куплен в 2019 году и не где-нибудь, а в самом сердце Гюмри. Это одно из зданий Музея-заповедника Кумайри, построенное в 1865 году Антоном Касабяном (Каспенцем), более известным в народе как "Антон-ага".
Дом Давида и Кристины в Гюмри
© Photo : provided by David Avetisyan
Уже после покупки ребята узнали, что он представляет собой историко-культурный памятник. Несмотря на то, что жить в нем можно было, молодожены решили полностью переделать интерьер и оформить его на свой вкус, фасад же оставили нетронутым...
Отчаяние и надежда
Каждый, кто проходил через ремонт, знает, что дело это тонкое, сложное, энергозатратное и просто очень затратное. А когда этот трудоемкий процесс еще и совпал с пандемией и Карабахской войной, то возникло желание сдаться.
"Были моменты, когда просто хотелось все оставить. Убивала неопределенность. Что будет дальше? Стоит ли переезжать в Гюмри? Стоит ли вообще оставаться в Армении? В то же время и уезжать отсюда никуда не хотелось", - говорит Давид.
Было тяжело, но благодаря взаимоподдержке пара нашла в себе силы довести начатое до конца. В Гюмри они основательно переехали лишь в 2022 году, когда был завершен ремонт.
В процессе же реставрации дома стало ясно, что дом слишком большой для двоих, и супруги решили перепроектировать часть своего жилища в гостевой дом.
Интерьер дома Давида и Кристины до ремонта
© Photo : provided by David Avetisyan
"Время от времени возникали серьезные трудности с финансами. Но просить помощи у родителей не хотелось, ведь это была наша идея, мы и должны были реализовать ее. Примерно за две-три недели до окончания ремонта мы оказались буквально на нуле. Тогда решили с Кристиной объявить в соцсетях о предпродаже комнат. Мы оба не могли представить, что могло бы быть дальше. Записали ролик и "пустили" его в сеть", - вспоминает Давид.
Каково же было удивление и восторг ребят, когда всего за несколько дней комнаты забронировали на пару месяцев вперед. Были и те, кто просто решил поддержать их проект.
"Спустя пять минут знакомые, которых я не видел несколько лет, один за другим стали писать, что останутся у нас на несколько дней. Одна женщина написала, что она просто так вышлет нам 150 тысяч драмов (почти 400 долларов), сама она живет в Америке. Как же мы были рады и воодушевлены!" - говорит Давид.
Весь процесс реставрации продлился два года и стал настоящей проверкой на прочность для молодоженов. Однако их сила воли и доверие друг к другу оказались сильнее. В итоге супругам удалось создать не только свой очаг на новом месте, но также стать хозяевами гостиного дома под названием Communa.
"Нежданные, но очень ожидаемые" гости
Перепроектирование и ремонт дома настолько увлекли Давида и Кристину, что они, как люди творческие, решили задокументировать процесс и начали записывать видеоролики. Благодаря соцсетям о деле супругов из Еревана вскоре узнала внучка Антона-ага – Изабелла Касабян, детство которой прошло в этом доме.
Женщина попросила сына отвезти ее в гости к молодоженам, а в подарок преподнесла им копию фотографии своих дедушки и бабушки – молодых Антона и красавицы Рипсиме. К слову, оригинальный снимок находится в Историческом музее.
"Мы несказанно обрадовались визиту госпожи Изабеллы и ее семьи. Тот случай, когда гости были нежданные, но очень желанны. А их подарок теперь висит в нашей прихожей", - делится с нами Давид.
Сама же госпожа Изабелла призналась молодоженам, что испытала настоящее счастье, когда узнала, что ее семейный дом снова "ожил".
"Лучший город на Земле"
Давид и Кристина уже полгода как живут в Гюмри в своем доме. Кристина по специальности конфликтолог и работает на фрилансе, Давид же устроился преподавателем фотографии в Центре креативных технологий Tumo. Ради жизни в северной столице он отказался от зарплаты, почти в три раза превышающей его нынешнюю.
"Многие удивляются, когда узнают. Но ведь главное – не размер зарплаты: весь смысл в том, чтобы жить здесь. Тем более, что теперь и дом приносит нам доход. Я настолько привык к размеренной жизни в Гюмри, к его свежей прохладе, что не могу даже на неделю вернуться в столицу", - признается Давид.
На вопрос о том, несложно ли было адаптироваться в довольно консервативном гюмрийском обществе, отвечает отрицательно. По всей видимости, молодому ереванцу удалось найти ключ к сердцам жителей северной столицы, которые отличаются патриархальностью и приверженностью к традициям. А еще своим поведением Давид и Кристина опровергают бытующее среди гюмрийцев мнение о том, будто большинству ереванцев присущи снобизм и высокомерие.
"Поначалу соседи относились к нам с некоторым недоверием, мол, откроют тут гостевой дом и уедут. Теперь же, когда они увидели, что мы тут живем и уезжать никуда не собираемся, отношение несколько поменялось. К тому же я всегда с улыбкой здороваюсь с ними… Интересно, что многим казалось, будто я коренной гюмриец, получивший образование в Ереване", - добавляет он.
Курьезный случай произошел с ним на работе. Во время одного из занятий, который Давид проводил на природе, а именно – в городском парке, мимо студентов прошла группа туристов из Еревана. Тогда одна из его учениц подошла и с характерным акцентом сказала своему преподавателю:
— Вы знаете, я ненавижу этих ереванцев.
— Почему Сильва-джан? – спросил Давид.
— Высокомерные очень.
— Так ведь я тоже ереванец.
— Ой, правда?! Я бы не сказала, - смущенно ответила девушка.
Наверное, все дело в том, что Давид частенько употребляет в своей речи слова и обороты, присущие гюмрийскому диалекту. Он признается, что работа с детьми очень помогает легче и быстрее интегрироваться.
Что же касается специфики менталитета, то это, по его словам, часть культуры жителей города, которую необходимо уважать.
"Очень здорово видеть, как город возрождается. Появляется все больше пабов, различных клубов, сюда приезжает больше туристов, интересных людей. Меня очень радует, что между горожанами словно бы существует негласное соглашение о том, чтобы сохранить его историческое наследие", - говорит он.
На вопрос о том, что он больше всего ценит в северной столице, молодой человек отмечает искренность и непосредственность людей.
Пара видит свое будущее именно в Гюмри, поскольку между ними и городом – химия.