За помощь в подготовке статьи автор благодарит Карло Копполу, исследователя армяно-итальянских культурных связей, и Марию Сирануш Куаранта (Лилосян), потомка первых поселенцев Нор Аракса.
Про Нор Аракс, небольшое поселение на юге Италии, мало знают даже армяне Диаспоры, между тем, его жители оставили свой след в жизни Италии, преподав урок и сегодняшней Армении.
Первые поселенцы, около 80 человек, прибыли в итальянский город Бари в 1924 году из лагерей беженцев Красного Креста усилиями западноармянского поэта Гранта Назарянца (который эмигрировал из Османской Турции в 1913 году). Им помогла и итальянская сторона: судоходная компания Apulia (по названию провинции Апулия, где находится Бари) перевезла их бесплатно, а правительство Италии не стало взимать с них въездных сборов.
Армянские переселенцы из общины Нор Аракс близ города Бари, Италия
© Photo : provided by Carlo Coppola
Вначале армян разместили на одном из суконных заводов в Бари. Там им выдали инструменты для обработки шерсти и ткацкие станки для выделки ковров. Через какое-то время их ковры привлекли внимание влиятельных заказчиков.
Среди них оказалась и королевская семья Италии: ковры они закупили и для своего дворца на холме Квиринал (где ныне размещается резиденция президента), и для личных поездов короля Виктора Эммануила III и короля Египта Фаруха. В числе заказчиков были и римские папы Бенедикт XV и Пий XII, а также философ Бенедетто Кроче и классик современной итальянской литературы Луиджи Пиранделло. По рассказам, превратившимся в легенду, нобелевская телеграмма дошла до дверей его дома, когда он сидел на армянском ковре и предавался размышлениям.
Ковроткацкая мастерская в поселении Нор Аракс
© Photo : provided by Carlo Coppola
Производство ковров в Нор Араксе велось от "а" до "я": здесь чесали и красили шерсть, ткали ковры, обрезали ворс и мыли их. Все делали вручную, потому что механических ткацких станков не было. Женщинам помогали и мужчины (мыли ковры только они, так как это требует известных физических усилий).
Два важных урока
В одной из армянских семей в конце 30-х годов родился ребенок с микроцефалией, которого назвали Максут (Массимино). Его мать и сестры не держали его взаперти, а возили в инвалидной коляске (будь то за покупками, на праздники или куда-то еще), своим примером показывая, что врожденные пороки не делают человека отверженным.
Когда Максут вырос, он стал работать в центре помощи для людей с физическими нарушениями. Хотя Максут и не говорил, он мимикой и жестами давал себя понять. Кроме того, еще с детства он сам не хотел чувствовать себя слабым и состязался в ручной силе (арм-реслинге) с другими ребятами.
"Таким образом, итальянцы 40-50-х годов учились у армян типично европейским ценностям: настоящему уважению к людям с инвалидностью, готовностью дать им место в жизни. История этих армян - урок не только для вчерашней Италии, но и для сегодняшней Армении", - рассказывает Карло Коппола, специалист по армяно-итальянским культурным и историческим связям.
Через какое-то время армяне начали не только ткать ковры, но и открыли ткацкие школы для местной молодежи. Прибывшие беженцами и потерявшие все, через несколько лет они начали учить своему ремеслу итальянцев, давая им работу.
Ковроткацких школ было создано три: первая – в Нор Араксе, вторая – в Сан-Джованни-ин-Фьоре, в провинции Калабрия, которой управляли Саркис Мушегян и его жена Мариам Тимурян. Третья была открыта в городке Ория, в провинции Бриндизи. Ее открыл Газарос Тимурян, а помог ему местный епископ, который увидел в этом возможность заработка для своих прихожан.
Армянские переселенцы из общины Нор Аракс близ города Бари, Италия
© Photo : provided by Carlo Coppola
Что касается Саркиса Мушегяна, то он был последним армянином в Италии и одним из последних в Европе, переживших Геноцид. Он скончался в 2014 году в возрасте 98 лет. 2-3 летним малышом его нашли добровольцы одной из европейских религиозных миссий, когда он бродяжничал в одном из пригородов у Константинопольского порта.
Домики Деккера… и третий урок
Грант Назарянц вместе с организацией ANIMI (ассоциация интересов Южной Италии) в 1926 году выхлопотал для жителей Нор Аракса шесть деревянных домиков, сделанных в Германии. Во время Первой мировой их спроектировали немецкий архитектор Рихард Деккер в качестве модулей для полевых госпиталей. В Италию их привезли в счет репараций для стран Антанты. Назарянцу поспособствовал его влиятельный друг Костанцо Чиано (министр коммуникаций Италии и свояк Бенито Муссолини). Ленина, Муссолини и других деятелей левого движения Назарянц знал лично, так как несколько лет жил в Женеве и участвовал в обсуждениях левых кружков (добавим, Назарянц стал одним из основателей футуризма в армянской литературе).
Поэт Грант Назарянц ухаживает за цветами в саду Гарибальди в городе Бари.
© Photo : provided by Carlo Coppola
Во время Второй мировой в этих же домиках армяне укрывали итальянских антифашистов и евреев, а до того - армянских политэмигрантов, в том числе Шагана Натали.
После войны
После войны мастерицы и мастера Нор Аракса расширили производство и начали изготовлять шерстяные туфли. В своих мастерских они начали также чинить и мыть ковры. При этом ткачихи заделывали повреждения так искусно, что потом найти их было невозможно.
Тем не менее, к концу 50-х годов производство постепенно сошло на нет по двум причинам. Во-первых, продажи ограничивались семейными магазинами (Тимурянов и Сукиасянов) в Нор Араксе и Бари. Не было налажено партнерских сетей с коммерсантами по всей Италии. Во-вторых, после Второй мировой, с началом экономического бума 50-60-х, в Италии появилась мода на "модерновый" интерьер, а ковры стали считаться вчерашним днем.
Деятели культуры (слева направо): Аршак Чобанян, Грант Назарянц, Маддалена (Лена) де Космис, Рубен Севак
© Photo : provided by Carlo Coppola
В 1956 году съемочная группа RAI (государственная телерадиокомпания Италии) приехала в Нор Аракс снимать документальный фильм про Назарянца. Один из очевидцев, Мелкон Сукиасян, в беседе с Карло Коппола вспоминает, что тогда ковров уже не ткали.
"Но оператор посадил меня, 14-15 летнего, за один из ткацких станков, которые тогда еще стояли, и сказал: "Двигай ножницами", - вспоминает Сукиасян.
Потомки одной из семей Нор Аракса, Тито Лилосян и Мария Сирануш Лилосян (Куаранта), со своей 90-летней матерью Аракси (дочерью иммигрантов) недавно впервые побывали в Армении.
анятия в армянской школе в поселении Нор Аракс
© Photo : provided by Carlo Coppola
"Мои бабушка и прабабушка, Сирануш и Вардуи (ее назвали Нене), работали как 20-летние, когда им было под 80. Они научили ткать и меня, просто я никогда этого не делала", - рассказывает Мария-Сирануш в беседе со Sputnik Армения.
Чтобы узнали все – в том числе армяне
Сейчас несколько армянских семей, которые сохраняют собственность на дома в Нор Араксе, хотят сделать из него место памяти и экскурсий, как для итальянцев, так и для армянской Диаспоры. Как ни странно, армянам зарубежья Нор Аракс остается почти неизвестным.
Армянские переселенцы из общины Нор Аракс близ города Бари, Италия.
© Photo : provided by Carlo Coppola
Что касается Армении, то, к сожалению, до сих пор только один из послов в Италии (Саркис Казарян) посетил Нор Аракс. Со своей стороны, посол Италии в Армении Альфонсо ди Ризо заинтересовался историей Назарянца и его колонии и готовит мероприятие, где будет представлена их история.