В текстильной сфере Армении (включая смежные отрасли) сегодня занято 11 тыс. человек, преимущественно - женщины. Как не уступить заказы таким гигантам, как Узбекистан, Пакистан, Кения, и сформировать собственные бренды? Все это прописано в стратегии развития текстильной промышленности, которую по заказу Минэкономики составил директор консалтинговой службы правления ЗАО "Америя" Тигран Джрбашян. С ним беседовал корреспондент Sputnik Армения Арам Гарегинян.
Руководитель службы консалтинга по управлению ЗАО "Америя" Тигран Джрбашян
© Photo : provided by Marketing and Communications Center of Ameriabank
То, что не знали или не помнили
В 70-е советская власть приняла решение о развитии швейной промышленности в Армении, где должна была работать весомая часть молодежи поколения беби-бума, причем не только в Ереване, но и в других городах и селах, где из-за нехватки земельного фонда образовался избыток трудовых ресурсов.
Затем швейная промышленность была оснащена новейшими технологиями, и все благодаря двум событиям. Первое - Московская Олимпиада 1980 года, перед которой стояла задача продемонстрировать миру, какую качественную и модную одежду носят граждане Советского Союза. Второе - технологическая выставка, прошедшая в Ереване в 1989 году, куда было доставлено новейшее оборудование из технологически развитых стран (например, стран Европы, Японии и др.), а затем закуплено правительством СССР для заводов Армении. Благодаря этому швейная промышленность Армении оказалась хорошо подкованной технологически (в то время, пожалуй, в республике так была оснащена лишь микроэлектронная отрасль).
В 1990-е годы, в связи с распадом СССР и существующих цепочек поставок, текстильная промышленность независимой Армении искала выход. Так, стала формироваться бизнес-модель современной текстильной отрасли, основанной на принципах аутсорсинга (передачи швейных услуг от крупных производителей компаниям (странам), предоставляющим те же услуги, но уже по более низкой цене). В этом отношении Армения стала привлекательной благодаря четырем факторам: наличие развитого производства, близость к рынкам потребления, низкая зарплата и наличие личных бизнес-связей. В то время, например, в Армении шили рубашки Ermenegildo Zegna и Gucci. Однако в условиях роста зарплат в стране производство постепенно становилось менее конкурентоспособным, и в начале 2000-х Армения была практически вытеснена с рынка.
Вновь повезло
Тогда Армении опять подфартило. Европейские бренды начали вывозить свои производства из Болгарии и Румынии, так как эти страны должны были вступить в ЕС, что, предположительно, приводило к повышению зарплат.
Кроме того, часть текстиля Индии была исключена из таможенного преференциального режима Евросоюза GSP+, поскольку они захватили более 30% всего рынка ЕС с определенными типами одежды. Сразу после Индии режим GSP+ был открыт для Армении. Конечно, в очереди за европейскими заказами стояли гораздо более крупные игроки - Турция и Украина, Индия же сохранила за собой значительную часть рынка. Хотя часть заказов все же перешла к нам.
Власти Армении здесь нашли возможность увеличения рабочих мест и подали сигнал крупным бизнесменам: государство позаботится о тех, кто откроет швейные фабрики.
"Этот подход, однако, не учитывал текущей ситуации. В 70-е годы у нас было больше молодежи, а сегодня мы уже относимся к "стареющим" странам. Следовательно, надо работать не на количество, как сейчас, а на добавленную стоимость", - отмечает Джрбашян.
Практически все предприятия швейной отрасли испытывают сейчас нехватку рабочей силы. На крупных заводах недостает несколько сотен человек, на заводах поменьше -100 человек. Но зарплаты даже в регионах не привлекательны. Это объясняется высокими темпами роста заработной платы в стране, на которые текстильные предприятия не в состоянии реагировать. Фабрики сейчас работают с такой маленькой прибылью, что достаточно поднять зарплату на 5%, и они окажутся вне рынка.
Откуда брать?
Важен качественный рост. Мы должны перейти на продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Это означает более высокую производительность, более сложную и дорогую продукцию. Соответственно, нужны более квалифицированные работники, то есть специалисты.
С одной стороны – странно: как это у нас нет специалистов, если здесь шьют, например, пальто от Moncler и MaxMara, если ванадзорская швейная фабрика "Глория" шьет форму для немецкой армии, кожаные куртки Ducati, форму для полиции разных итальянских городов (по дизайну Gucci и Zegna).
Оснащение также довольно современное, есть даже специализированные производства с особым оборудованием, которых в мире всего несколько штук.
Проблема в том, что есть хорошие швеи, но не хватает инженерных кадров. От технолога зависит, как правильно установить производственный такт, то есть скоординировать производственные операции так, чтобы вся цепочка работала синхронно и без задержек.
Что касается дизайна одежды, то в Армении развито это искусство, но не ремесло. Есть дизайнеры, которые могут шить очень красивые эксклюзивные заказы, но когда речь заходит о коллекциях одежды, то не хватает конструкторов, которые доработают эскиз одежды и подгонят под разные размеры, цвета, сочетания деталей, а потом подготовят лекалы. Различные предприятия уже приглашают итальянских и немецких инженеров и технологов, но этот процесс должен стать системным, отмечает Джрбашян.
Из-за этих проблем производительность швейной промышленности в Армении примерно в два раза ниже, чем в Болгарии, Румынии или (до конфликта) на Украине.
"Конечно, у нас есть специалисты, оставшиеся с советских времен, а также способная молодежь, но школы как таковой нет. Нам нужно подготовить новое поколение, но чтобы не терять время, необходимо привлечь и иностранных специалистов", - говорит Джрбашян.
На данный момент местные фабрики активно ищут иностранных специалистов, переехавших в Армению по тем или иным причинам.
Что имеем в результате
Пока наши фабрики в силе обеспечивать хорошее качество по сравнительно низкой себестоимости. Текстильная отрасль Армении в настоящее время находится на достаточно высоком технологическом уровне. У нас сектор с высокой вовлеченностью рабочей силы, большую часть которой, кстати, составляют женщины. Есть неплохие связи с европейскими и российскими брендами. Однако эти преимущества временные, если не поменять бизнес-модель и не начать повышать производительность.
В этом плане у нас хорошие примеры. На рынке есть определенные сегменты, где мы занимаем лидирующие позиции. "Тавуш Текстиль" - крупнейший производитель рабочих перчаток в Европе (13 млн. пар в месяц). Преимущество данного предприятия основано на том, что все бизнес-процессы и производство автоматизированы, что позволяет выпускать продукцию с более высокой производительностью и, следовательно, сложную продукцию с добавленной стоимостью.
Среди стран бывшего СССР через несколько лет Узбекистан уже сможет составить серьезную конкуренцию Армении как в плане российских, так и европейских заказов. Есть несколько факторов, повышающих конкурентоспособность Узбекистана:
Первый - демографический. Он заключается в том, что Узбекистан - молодая нация, что означает, что рабочая сила там оплачивается намного ниже, и это очень привлекательно для модели аутсорсинга. История может повториться, и как заказы на аутсорсинг пришли к нам из Восточной Европы, так и от нас могут уйти в Узбекистан.
Второй фактор – наличие сырья.
Третий - серьезные программы государственной поддержки (например, покрытие расходов на логистику). Именно поэтому Узбекистан получает большие инвестиции из Турции (которая за тридцать лет сформировала самую передовую в регионе текстильную промышленность с собственными брендами).
"Сегодня Узбекистан уже экспортирует одежду и текстиль на $2,5-2,8 млрд. против наших 180 млн. Но в будущем они могут претендовать и на нашу часть рынка. Даже если у них проблемы с качеством, они очень скоро решат эту проблему с турецкими инвестициями и специалистами", - говорит Джрбашян.
Помимо наличия большой рабочей силы и ее низкооплачиваемости, Узбекистан от ЕС получил GSP+ (ЕС открыл его для Узбекистана сразу после того, как закрыл для Армении). Благодаря нулевой таможенной пошлине у них преимущество в цене на 12%. В ЕАЭС Узбекистан, как и Армения, таможенных пошлин не платит.
Наконец, правительство Узбекистана возмещает производителям текстиля, экспортирующим в ЕС, 70% затрат, в Россию - 50%.
Как поднять стоимость?
Основополагающим принципом государственной политики в данной сфере станет особая поддержка предприятий с высокой добавленной стоимостью, то есть производительность будет стимулироваться.
Более того, за последние 10 лет в Армении развилось производство верхней одежды, были предприняты попытки создания собственных брендов. В этой связи государство готово начать осуществлять широкомасштабную скоординированную поддержку для развития армянских брендов, в первую очередь, с целью выхода на экспортные рынки.
Эта задача не такая уж и нереалистичная, отмечает Джрбашян. В частности, у "Глории", помимо внешних заказов, есть и собственный бренд (Darbag), который продается хоть и в 4 раза дешевле Moncler, тем не менее может быть достаточно прибыльным.
Более того, правительство особо подчеркивает важность расширения взаимодействия между дизайнерами, домами мод, конструкторами и крупной текстильной промышленностью. Именно отсутствие эффективного взаимодействия между этими игроками текстильного рынка создает серьезную проблему на пути развития собственных качественных торговых марок.
Второе – значительное повышение навыков рабочей силы и, как следствие, совершенствование технологических процессов. То есть, необходимо снижать себестоимость одной единицы продукции, а не держать сотрудников с низкой зарплатой. Однако, чтобы не терять время, необходимо активно приглашать высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, что многие компании уже делают. Правительство готово оказать особую поддержку в этом направлении, и уже принята программа софинансирования заработной платы приглашенных специалистов высокого уровня.
Есть некоторые малые секторы, где можно увеличить стоимость продукции, например, организовать собственную печать на ткани вместо приобретения уже напечатанной ткани (несколько компаний уже наладили такое производство). Но основная задача - повысить эффективность, отмечает Джрбашян.
В связи с этим есть необходимость технической модернизации и переоснащения производства. На данный момент правительство также реализует серьезные программы поддержки. Одна из них - субсидирование лизинга оборудования для бизнеса, что уже успешно применяется предпринимателями.
Третье - для стабильности необходимо диверсифицировать рынки сырья. Сегодня ткань в основном импортируется из Турции и Китая, часть (для перчаток) из Туркменистана, для сегмента дорогой одежды ткань завозят из Европы и США. Для массового сегмента необходимо изучить, в частности, рынки Узбекистана и Египта.
Важной будет и перспектива выхода на новые рынки, что вытекает из широких возможностей этих рынков, а также сдвига мировых центров потребления текстиля в сторону азиатского направления.
Потраченное окупится
Государство должно софинансировать частные инвестиции, будь то приобретение новых производственных линий, переобучение специалистов, покупка или аренда коммерческих помещений на внешних рынках. Это означает, что государство будет инвестировать только в том случае, если инвестировать будет и бизнес.
По предварительным оценкам, для порядка 80 мероприятий по примерно 10 направлениям потребуется софинансирование в размере около 15 млрд. драмов, которое будет предоставлено государством и донорскими организациями. Предстоящие расходы за 4-5 лет полностью окупятся благодаря дополнительным налогам.