ЕРЕВАН, 22 сен — Sputnik. Иранские высокопоставленные чиновники и, в особенности военные, в последние дни вновь заявляют о неприемлемости изменения границ в регионе на фоне недавней армяно-азербайджанской эскалации. Понимая, что основной целью Баку является коридор в Нахичевань через армянский Сюник (сценарий, крайне невыгодный для ИРИ), в Тегеране весьма чувствительны к любой военной активности у северных рубежей.
По мнению востоковеда Жанны Варданян, наиболее эффективным средством недопущения "коридорного" сценария могла бы быть военно-техническая помощь Армении со стороны Исламской республики. В интервью Sputnik Армения Варданян объяснила, почему другие сценарии вмешательства невыгодны ни Ирану, ни Армении.
Эксперт констатирует, что для Ирана незыблемость границы с Арменией представляет собой "красную линию", и он менять эту линию не собирается. За последний месяц в иранской прессе было множество публикаций о неприемлемости т.н. "Зангезурского коридора", его называют "Туранским коридором" НАТО.
Любопытно, что раньше это словосочетание в иранских изданиях не встречалось. В ИРИ считают, что "коридор" выгоден НАТО и нацелен против Ирана, России и Китая. Соответственно, Тегеран, Москва и Пекин должны сообща бороться против реализации этого проекта. В то же время, очень сложно делать прогнозы касательно того, перейдет ли Иран от слов к действиям с целью предотвратить изменение региональных границ.
"У ИРИ есть причины воздержаться от резких шагов – это, в первую очередь, внутренние проблемы, связанные с внешними факторами. Как известно, переговоры по иранской ядерной программе сейчас зашли в тупик, никто не знает, будет ли, в конце концов, восстановлена ядерная сделка. Соглашение позволило бы Ирану значительно смягчить собственные экономические проблемы, и сделка стала бы "отдушиной" для иранской экономики, многие годы находящейся под санкциями", – отметила Варданян.
По ее словам, улучшение экономической ситуации значительно амортизирует внутреннее недовольство. Иранист напоминает, что в эти дни в стране уже проходят акции протеста, которые хотя и начались не по экономическим причинам, тем не менее, в любой момент могут перерасти в социально-экономический бунт.
На фоне этих проблем сложно представить, что Иран прибегнет к военным действиям. К тому же участие в боевых действиях автоматически будет означать военный конфликт с союзником Азербайджана – Турцией. Вряд ли в нынешних условиях Ирану такой конфликт выгоден.
Тем не менее, с точки зрения востоковеда, это – лишь анализ того, что лежит на поверхности. На самом деле, никто не знает, что на уме у иранского руководства, вполне возможно, там мыслят другими категориями. В той же Сирии или Ираке у Ирана есть свои собственные интересы, и экономические сложности не помешали отправить туда войска, советников и т.д. Нельзя исключать, что аналогичное решение будет принято и по части Армении, хотя, с другой стороны, иранское вмешательство приведет к турецкому присутствию. А превращаться во вторую Сирию едва ли нужно Армении, считает она.
"На мой взгляд, армянская сторона должна ожидать не прихода иранских войск, а делать акцент на получении военной помощи от Ирана в виде беспилотников и иной военной техники. Думаю, понимая всю серьезность ситуации, Иран пойдет на такой шаг и окажет Армении военно-техническую помощь", – сказала Варданян.
Эксперт полагает, что иранские поставки в нынешней ситуации могут стать лучшим решением для пополнения арсенала армянской армии.
Что касается вопроса, насколько одни лишь заявления Тегерана о региональных границах служат сдерживающим фактором, то, как отметила востоковед, события последних двух лет показывают, что на позицию Анкары и Баку это не очень сильно влияет. Если Азербайджан будет считать, что геополитическая ситуация удобна для агрессии против Армении, то он пойдет на это. Исходя из этого, нужны практические меры.