О какой договорной базе говорил Кочарян, и почему Иран вспомнил о формате "3+3"

Иран пытается занять свою нишу и стать одним из ключевых игроков на Южном Кавказе. Задача Тегерана - сохранение баланса сил в регионе, так как малейшие потрясения рассматриваются как прямая угроза его безопасности.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 28 сен – Sputnik, Лаура Саркисян. Происходящие в регионе события вызывают у Ирана беспокойство, что особенно ощутимо на фоне последней эскалации на армяно-азербайджанской границе. Этим и обусловлена нынешняя активность Тегерана на разных направлениях, а также разговоры о его возможной посреднической роли в устранении разногласий между Ереваном и Баку.
И если в ходе и после 44-дневной войны Тегеран ограничивался общими заявлениями, то сейчас он заявил о решимости на деле внести свой вклад в установление стабильности и обеспечение безопасности на Южном Кавказе.
О готовности взять на себя посредническую миссию заявил сегодня и иранский посол в Азербайджане Сейед Аббас Мусави. На встрече в Баку Мусави дал понять, что Тегеран готов помочь в достижении цели в рамках двусторонних и трехсторонних форматов. Была упомянута и региональная инициатива "3+3. Тем самым Иран вновь показал, что не потерпит изменений в региональной конфигурации и во что бы то ни стало должен подключиться к процессам.

Иран в роли посредника - это реально?

Предложение Ирана о посредничестве само по себе не ново и получило особую актуальность после 44-дневной войны [в Нагорном Карабахе]. Иранист Жанна Варданян в интервью Sputnik Армения напомнила, что Тегеран всегда скептически относился к деятельности Минской группы ОБСЕ, считая, что Франция и США (страны-сопредседатели - ред.) далеки от региона и не могут объективно решать его проблемы.
"Иран убежден, что вопросы должны решаться только странами региона, так как только они обладают полной информацией о текущих процессах и проблемах", - сказала Варданян.
Тем не менее, эксперт не слишком оптимистично относится и к самой инициативе Ирана, так как одной воли (или желания) Еревана и Тегерана недостаточно, чтобы наделить его посреднической функцией.
"Для создания альтернативной переговорной платформы одной заинтересованности Ирана и Армении недостаточно. Необходима воля Баку и Москвы", - подчеркнула Варданян.
По ее словам, неслучайно и то, что Иран именно сегодня вновь заявил о необходимости реанимировать платформу "3+3". Тегеран одним из первых приветствовал в свое время идею формата, подтвердив заинтересованность немедленной отправкой в страны региона главы своего МИД для проведения дополнительных обсуждений.
Азербайджан пытается воспользоваться проблемами в Иране – эксперт о заявлениях Баку>>
По словам специалиста, планы Турции по расширению влияния в Азербайджане и на Южном Кавказе в целом вызывают у Тегерана вполне обоснованные опасения, поскольку явно проступающий в стратегии Анкары пантюркистский посыл рассматривается Ираном как угроза.
Иранская сторона считает, что формат "3+3" позволит снизить роль его оппонентов - США и Запада в регионе и, наоборот, значительно усилит здесь позиции Москвы, а это, в свою очередь, позволит в некоторой степени нейтрализовать влияние Анкары. Кроме того, платформа позволит стать Ирану частью переговорного процесса.
А до тех пор Иран на уровне двусторонних контактов и встреч пытается влиться в региональные процессы.

Что должна делать Армения?

Последние события отодвинули на второй план вопрос двусторонних отношений между Арменией и Ираном, это сотрудничество не входит в число самых обсуждаемых тем в Ереване. Однако власти должны пересмотреть региональную политику, что позволит противостоять вызовам и предотвратить фактическую потерю суверенитета над Сюникской областью. В этом контексте грамотное выстраивание отношений с Ираном имеет первостепенное значение. Об этом заявил на сегодняшней пресс-конференции и второй президент Армении Роберт Кочарян. Он также сообщил о том, что между странами планировалось подписание договорной базы.
Варданян не берется сказать, о какой именно базе идет речь. По ее словам, иранские экспертные круги все чаще озвучивают тезисы о важности сотрудничества между двумя странами, открытии базы в Сюнике, проведении военных учений с участием Ирана, Армении и России.
Эксперт убеждена, что Армения должна воспользоваться позицией Ирана на всех дипломатических уровнях. В этом контексте Армения вполне может предложить Ирану и России развить трехсторонний формат сотрудничества. Такие форматы у Ирана есть с участием Азербайджана и РФ и отдельно с Баку и Анкарой.
Кроме того, Армения и Иран могут наладить военно-промышленное сотрудничество, создавая совместные кооперации.
"Мы можем приобретать у Ирана БПЛА, системы ПВО, тем более у Ирана достаточно успешный опыт копирования беспилотников американского и израильского производства", - сказала Варданян.
Что касается пассивности Армении на иранском направлении, то эксперт считает, что Ереван, возможно, опасается более активного диалога с Тегераном из -за возможных санкций или реакции США.
Невыученные уроки 44-дневной войны: как Ереван мог повысить цену новой агрессии для Баку