ЕРЕВАН, 4 окт – Sputnik. В школах Армении в среднем один компьютер приходится на 17 учеников, но даже среди этих компьютеров реально не работает около 6 тысяч. Об этом говорится в стратегии развития образования Армении до 2030 года, которую представил в парламенте министр образования, науки, культуры и спорта республики Ваграм Думанян.
Многие школы работают с неполной загрузкой: большинство школ построены в 60-80-е годы, во время демографического бума, и не рассчитаны на нынешнюю численность населения (в том числе детей). Из 650 тысяч мест в классах занято только около 400 тысяч, в том числе около 45% школ загружены менее чем наполовину.
Но дело не только в демографии: школу не посещают около 10% детей, а в 10-12 классах - до 40%.
Помимо формальных показателей, проблематичны и реальные. Армения входит в число стран, где раз в несколько лет проводится проверка знаний по математике и естественным наукам по международной методике TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study). В 2019 году число учеников, набравших менее 400 баллов (низшая приемлемая оценка), составляло около 20%. По проверкам 2003-15 годов, от 15 до 29% учеников, прошедших основы математики, не смогли пройти элементарный тест на знание целых чисел и дробей, а также простейших арифметических операций. Около 20% абитуриентов не смогли преодолеть низший порог экзаменов по армянскому языку.
46% школьных учителей в Армении старше 50 лет, поэтому в ближайшие 10-15 лет придется сменить около половины учителей, что неизбежно скажется на учебном процессе. Находить новых педагогов очень сложно: уже сейчас в школах Армении есть 600-700 вакансий, причем не только в сельских, но и в городских школах.
Что касается среднего специального образования, то в 2020-2021 учебном году в республике действовали 49 профессионально-технических учебных заведений, но не преподавалось более половины специальностей.
В вузах не хватает учебного и исследовательского оборудования. В последние годы бюджетное финансирование вузов и НИИ увеличилось, а по программе Всемирного Банка в 6 вузах было закуплено оборудование примерно на 1,2 млрд драмов (около $3 млн), но этого пока недостаточно.
Вузовские программы не реагируют на новые мировые исследования и на требования рынка труда. Поэтому ни один армянский вуз не включен в список мировых топ-500 (по версиям Times Higher Education или Shanghai Ranking). Самый высокий результат зафиксирован у Ереванского государственного университета, который в рейтинге QS World University Rankings включен в список топ-1000.
По научным результатам отстают гуманитарные специальности: только 2-3% материалов диссертаций публикуются в журналах из группы Scopus или Web of Science Core Collection, тогда как в STEM-науках положение намного лучше (60-70%).
В качестве решений министерство предлагает аттестацию школьных учителей и вузовских преподавателей, формирование госзаказа на основе запросов рынка, причем с обязательством работы определенное время в указанном месте. Предлагается также укрупнение вузов и их соединение с НИИ. С нынешних 16 число госвузов должно сократиться (не более 8). Продолжает обсуждаться проект по их географическому объединению и переносу в академгородок в город Аштарак.