ЕРЕВАН, 7 окт — Sputnik. Итоговое заявление, принятое в Праге после встречи лидеров Армении, Франции, Азербайджана и ЕС, на данный момент является тем "компромиссом", на который пошел Азербайджан с целью вынудить Армению фактически отказаться от Нагорного Карабаха. Такое мнение выразил Sputnik Армения политтехнолог Виген Акопян, комментируя вчерашние переговоры и результаты для Армении.
По итогам встречи Никол Пашинян, Эмманюэль Макрон, Ильхам Алиев и Шарль Мишель приняли заявление, по которому Ереван и Баку подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года, посредством которых стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга. Они подтвердили, что это послужит основой для работы комиссий по делимитации.
Для Армении, с точки зрения Акопяна, это означает только одно – у нее больше нет никаких военно-политических обязательств перед Нагорным Карабахом.
Он считает, что Армения таким образом "делегирует" обсуждение судьбы НКР формату Россия-Азербайджан. Правда, ради "приличия" Пашинян говорит о необходимости диалога Степанакерта и Баку. Но для эксперта очевидно, что разговаривать непосредственно с властями Нагорного Карабаха азербайджанское руководство не станет, о чем Алиев не раз говорил.
"По замыслу Пашиняна, сложилась ситуация, при которой он больше не несет никакой реальной ответственности за Карабах, но там остается армянское население и остаются российские миротворцы. И потому остальные вопросы нужно обсуждать с Россией", - объясняет политтехнолог.
Дальнейшее развитие данного сценария чревато весьма негативными последствиями. Весьма вероятно, что Азербайджан в обсуждениях с Россией будет добиваться ухода миротворцев, заявляя, что он находится в диалоге со Степанакертом, и последний не чувствует экзистенциальной угрозы. Следовательно, по логике Баку, необходимости пребывания миротворцев нет. Чем все это может закончиться, угадать несложно.
Причины такой развязки Акопян видит в том, что Армения по сути столкнулась с угрозой своей территориальной целостности. И как неоднократно намекал армянский премьер, стоит задача во что бы ни стало сохранить существующие 29,8 тыс. кв. км территории Армении. Строго говоря, он и апеллировал к документу 1991 года.
С этой точки зрения именно отказ от Нагорного Карабаха мог быть тем условием, при котором Азербайджан и, возможно, Турция, при посредничестве Запада соглашается признавать территориальную целостность Армении. Акопян в этом контексте напомнил про "слив" в газете жены Пашиняна, где говорилось якобы об азербайджанских требованиях. Среди этих требований – делимитация и демаркация по картам 1919-1920 гг. Этот "слив" был призван обеспечить информационный фон и оправдать нынешние действия премьера.
"Сейчас, когда принято заявление, где речь идет о границах 1991 года, власти Армении могут преподнести это своему обществу как некое дипломатическое достижение. Но понятно, что это политическая победа Азербайджана, которому нужна была эта формулировка в документе. Более того, в любой момент Азербайджан вновь заявит о территориальных претензиях к Армении", - говорит Акопян.
Он считает, что даже если до конца года действительно будет подписан документ, о чем заявляет Алиев, то в любом случае без карт не обойтись. Сторонам еще предстоит проводить делимитацию и демаркацию. С этой точки зрения мирный договор будет рамочным соглашением общего характера, а конкретные вопросы "на земле", в том числе вопросы делимитации и демаркации, а также вопрос анклавов будут решаться дополнительно. Здесь, собственно, и не исключено новое давление Азербайджана с целью получить желаемую конфигурацию.
Касаясь пункта в заявлении, где говорится о внедрении гражданской миссии ЕС в Армении вдоль границы с Азербайджаном, политтехнолог назвал его весьма "хитрым" решением.
Армянская сторона, по мнению эксперта, прекрасно понимает, какую реакцию у России и того же Ирана может вызвать приход новых акторов. Именно поэтому в итоговом заявлении выбрана именно такая формулировка.
"В регион и, в частности, в Армению вводятся международные силы, которые должны будут проконтролировать обстановку на границе. И это не российские силы, это не ОДКБ. Следовательно, чтобы миссия не противоречила армяно-российским отношениям, их появление решено подать под соусом гражданской миссии. Но очевидно, что она будет не такой уж и гражданской", - говорит наш собеседник.
Он полагает, что делается попытка пригласить в регион новых игроков, пока - в формальном статусе гражданских наблюдателей.