В одном из пунктов заявления от 6 октября, принятого Пашиняном и Алиевым в Праге, говорится, что Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность Алма-Атинской декларации от 1991 года. Что подразумевает эта декларация – рассказал бывший премьер и экс-председатель парламента Хосров Арутюнян.
ЕРЕВАН, 8 окт – Sputnik, Нелли Даниелян. Алма–Атинская декларация 1991 года, взятая за основу процесса демаркации границ Армении и Азербайджана, позволяет говорить о том, что Нагорный Карабах на тот момент вышел из состава не только Советского Азербайджана, но и СССР. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения выразил бывший премьер-министр Армении, экс-председатель парламента Хосров Арутюнян, который лично присутствовал на церемонии подписания декларации.
На момент подписания декларации Карабах был уже независимым
Декларации, принятой в Алма-Ате 21 декабря 1991 года, предшествовало Беловежское соглашение, подписанное только Россией, Белоруссией и Украиной.
Армения и Азербайджан подписали декларацию о выходе из СССР и присоединении к СНГ через 13 дней – 21 декабря в Алма–Ате. К новой декларации присоединились также Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а также Россия, Белоруссия и Украина, подписавшие предыдущую декларацию.
Алма-Ата, 1991 г. После подписания Декларации об образовании Содружества Независимых Государств и о прекращении существования СССР .
© Sputnik / Юрий Куйдин
Хосров Арутюнян напоминает, что до этого на референдуме о независимости 10 декабря 1991 года Карабах уже вышел из состава СССР и Советского Азербайджана, согласно принятому в апреле 1991 года закону СССР "О выходе из состава СССР".
"Следовательно, если мы принимаем за основу Алма-Атинскую декларацию от 21 декабря, то мы должны констатировать, что на момент ее подписания Карабах не входил в состав СССР. Следовательно, не входил и в состав Азербайджана", - сказал Арутюнян, добавив, что на протяжении многих лет заявления армянских властей о том, что у Армении нет каких-либо проблем с территориальной целостностью Азербайджана, делались именно на основании факта, что когда Азербайджан стал независимым, Арцаха в его составе уже не было.
Примечательно, что Азербайджан не проводил референдума о выходе из состава СССР, как предполагало советское законодательство. Зато в августе 1991 года он принял Декларацию независимости, утвержденную в ноябре в Милли Меджлисе.
После пражской встречи, которая состоялась 6 октября, упоминание Алма-Атинской декларации, по словам бывшего премьера, может означать, что за основу процесса демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном будут взяты реалии 1991 года.
Принятое в Праге заявление было лишь первым шагом, который, по мнению авторов заявления, может стать основой для начала переговорного процесса, добавил Арутюнян.
Однако упоминание этой декларации на данном этапе армяно–азербайджанских отношений, по его мнению, может стать основой для восстановления международно- признанного переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта.
"Я вижу такую возможность, я бы постарался ею воспользоваться",– говорит экс-премьер, добавляя, что для этого нужен серьезный дипломатический опыт, гибкость, а также блестящее знание всего переговорного процесса и международного права.
Декларация цивилизованного развода СССР
Комментируя правовое значение Алма–Атинской декларации в вопросе определения границ между Арменией и Азербайджаном, Арутюнян отметил, что это вариант цивилизованного развода для республик СССР и новое формирование межгосударственных отношений – документ, объявляющий о создании СНГ.
"Там, по сути, изложены стандартные формулировки международного права для межгосударственных отношений. Говорится также об исключении силы и угрозы применения силы, и о праве на самоопределение, и о территориальной целостности и признании границ. Но это всего лишь декларация",– сказал Арутюнян, добавив, что Алма-Атинская декларация не может стать правовой основой для признания границ и территориальной целостности Армении.
Демаркация - не основание для признания территориальной целостности
Арутюнян отмечает, что ни в одной международной структуре нет документа, по которому признаются границы той или иной страны. Под международно-признанными границами понимаются признанные соседними государствами границы, делимитированные на основе международного права.
Кроме того, он напоминает, что в декабре 2017 года секретариат ОБСЕ принял документ о демаркации и делимитация государственных границ, подлежащий обязательному применению для государств–членов Организации.
Этот документ, по его мнению, в первую очередь был направлен именно на формирование межгосударственных границ постсоветского пространства.
Документ ОБСЕ закрепляет ряд важных принципов. Например, принцип "чем владею, тем и владею" не может стать основой при решении задач демаркации. Или что "делимитированная граница не может быть источником новой напряженности или угроз". Отмечается также, что демаркация и делимитация еще не означают признания территориальной целостности. А жители приграничных населенных пунктов в результате демаркации и делимитации границы не могут лишиться источников нормальной жизнедеятельности, например, дом не может оказаться на территории одного государства, а хлев или сад – другого.
"Демаркация и делимитация между Арменией и Азербайджаном должны осуществляться на основе этих принципов. Между тем, Алма-Атайская декларация не предлагает таких решений, - отметил Арутюнян. - В противном случае, если между государствами СНГ была декларация 1991 года, и если она могла стать основой для признания границ друг друга, то возникает вопрос: зачем в декабре 2017 года ОБСЕ приняла новый документ, касающийся делимитации и демаркации межгосударственных границ?" – риторически вопрошает бывший премьер-министр.
Арутюнян уверен, что армянская сторона на международных площадках и в переговорном процессе должна поднять принципы, закрепленные в документе ОБСЕ от 2017 года, поскольку государства–члены ОБСЕ должны руководствоваться разработанными и утвержденными этой организацией принципами.
Кстати, закрепленный в документе ОБСЕ важный принцип о том, что демаркация и делимитация не являются основанием для признания территориальной целостности, как прецедентная норма международного права закрепился также решениями Международного суда ООН. В подтверждение своих слов Арутюнян привел примеры: на основе этого принципа были разрешены территориальные споры Мали и Буркина–Фасо, Сальвадора и Гондураса.