ЕРЕВАН, 15 окт - Sputnik. Бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян распространил в прессе вою новую статью о переговорах по Нагорному Карабаху, в которой изложил варианты выхода из нынешней опасной ситуации.
По мнению Осканяна, независимо от того, в какой "упаковке" власти Армении представляют детали переговоров своим карабахским коллегам, одно ясно – это чревато потерей Карабаха.
Осканян убежден, что власти Армении сами запутались в "треугольнике" азербайджанской повестки: Карабах в составе Азербайджана, коридор и анклавы. И они пытаются за счет одной уступки получить благоприятные решения в других вопросах. В целом эту стратегию Осканян сводит к одной установке – отказаться от Карабаха, чтобы "спасти" Армению.
Экс-министр считает этот подход самым коротким путем к потере Карабаха, причем он отнюдь не гарантирует безопасность и суверенитет Армении.
По мнению Осканяна, независимо от того, в какой "упаковке" власти Армении представляют детали переговоров своим карабахским коллегам, одно ясно – это чревато потерей Карабаха.
Осканян убежден, что власти Армении сами запутались в "треугольнике" азербайджанской повестки: Карабах в составе Азербайджана, коридор и анклавы. И они пытаются за счет одной уступки получить благоприятные решения в других вопросах. В целом эту стратегию Осканян сводит к одной установке – отказаться от Карабаха, чтобы "спасти" Армению.
Экс-министр считает этот подход самым коротким путем к потере Карабаха, причем он отнюдь не гарантирует безопасность и суверенитет Армении.
"В результате политики властей Армении мы полностью потеряли инициативу и вообще содержательный нарратив в переговорах и восприятии международного сообщества. Право на самоопределение совершенно вышло из переговорного лексикона. Уже продолжительное время из уст властей Армении не звучит словосочетание "право народа Нагорного Карабаха на самоопределение"", - пишет Осканян, на протяжении 10 лет ведущий переговоры по урегулированию карабахского конфликта.
Он убежден, что нарратив о праве на самоопределение нужно любой ценой восстановить, и так как власти Армении отказываются, это могут сделать жители НКР.
А для этого сегодня имеются следующие аргументы:
- проживающие в Карабахе армяне не являются национальным меньшинством в составе Азербайджана, это народ, живующий на своей исторической земле, отличающийся этнически, религиозно и традиционно от "метрополии", он имеет беспрекословное право на самоопределение;
- в советский период, после развала СССР и особенно во время 44-дневной войны народ Нагорного Карабаха подвергался притеснениям и посягательствам со стороны Азербайджана;
- независимо от того, что народ Нагорного Карабаха никогда не примет какой-либо статус с составе Азербайджана, Баку отказывается предлагать ему хоть какой-то статус внутри Азербайджана. Это именно то нарушение международного права, при котором любой народ имеет право на сецессию или самоопределение;
- учитывая все вышеупомянутые пункты, нет иного решения, как признать реализацию права народа Карабаха на сецессию во имя спасения.
По словам Осканяна, жители Карабаха четко должны сказать Азербайджану, Турции и международному сообществу, что будут последовательны в реализации своих законных прав.
Сразу же после этого Армения должна инициировать в ООН принятие резолюции, по которой Генассамблеия ООН подаст иск в Международный суд, как это было сделано в случае с Косово, и спросить консультационное мнение суда, противоречит ли референдум 1991 года о независимости Нагорного Карабаха международным законам.
Осканян отмечает, что это может спасти ситуацию.
А для этого сегодня имеются следующие аргументы:
- проживающие в Карабахе армяне не являются национальным меньшинством в составе Азербайджана, это народ, живующий на своей исторической земле, отличающийся этнически, религиозно и традиционно от "метрополии", он имеет беспрекословное право на самоопределение;
- в советский период, после развала СССР и особенно во время 44-дневной войны народ Нагорного Карабаха подвергался притеснениям и посягательствам со стороны Азербайджана;
- независимо от того, что народ Нагорного Карабаха никогда не примет какой-либо статус с составе Азербайджана, Баку отказывается предлагать ему хоть какой-то статус внутри Азербайджана. Это именно то нарушение международного права, при котором любой народ имеет право на сецессию или самоопределение;
- учитывая все вышеупомянутые пункты, нет иного решения, как признать реализацию права народа Карабаха на сецессию во имя спасения.
По словам Осканяна, жители Карабаха четко должны сказать Азербайджану, Турции и международному сообществу, что будут последовательны в реализации своих законных прав.
Сразу же после этого Армения должна инициировать в ООН принятие резолюции, по которой Генассамблеия ООН подаст иск в Международный суд, как это было сделано в случае с Косово, и спросить консультационное мнение суда, противоречит ли референдум 1991 года о независимости Нагорного Карабаха международным законам.
Осканян отмечает, что это может спасти ситуацию.