ЕРЕВАН, 17 окт – Sputnik. К 2032 году электрические и гибридные машины будут занимать более половины мирового рынка. Об этом говорится в исследовании аналитической компании Martec Group, проведенном по заказу ассоциации отраслевых предприятий International Copper Alliance (Международная ассоциация меди). Исследование основано на опросе более чем 50 крупнейших производителей мировой автоиндустрии.
Ожидается. что в ближайшие 10 лет будет производиться 80-100 млн автомобилей в год. В 2021 году электромобили составили менее 6% общего производства, а гибридные машины - 9,1%. Остальные 86% - это автомобили с двигателем внутреннего сгорания. К 2032 году электромобили и гибридные машины вместе составят почти половину мирового рынка (более 48%, из которых примерно 34% за счет электромобилей и 14% - гибридных машин), в то время как доля машин на бензине и газе сократится до неполных 52%.
Ряд стран декларируют цели по удельному весу электромобилей на рынке: в Индии к 2030 году 30% новых машин, поступающих в продажу, должны быть с нулевыми выбросами, в США – 50%, в Швеции – 100%, в Германии к аналогичному показателю хотят перейти к 2050 году. В Китае к 2030 году электромобили должны составить 40% объема всех продаж (то есть и новых, и подержанных машин). Тем не менее, этим планам могут помешать ограничения в добыче меди.
По мере того, как будут разрабатываться новые технологии автопилота, в автомашинах будет все больше проводки на основе меди и ее сплавов. До 2035 года на рынок будет выходить все больше моделей с третьей степенью автоматизации вождения (L3), когда машина сможет переключать скорость и распознавать объекты на дороге. В 2027-2033 годах ожидается выпуск на рынок моделей L4 (высокая автоматизация вождения), а с 2035-го – L5 (полная автоматизация).
Для таких машин необходимы системы наблюдения, причем не только камеры, но и радары дальнего и ближнего действия, световые радары (лидары), а также ряд датчиков. В результате даже в обычной машине (на бензине или газе) будет использоваться в среднем на 11.6 кг меди больше, а в электромобиле – на 17,1 кг. В среднем, уже сейчас в электромобиле используется около 80 кг меди, а в машинах с двигателем внутреннего сгорания – около 23 кг.
В целях экономии медь будут пытаться заменять алюминием. Однако широкого распространения алюминий не получит из-за его более низкой электропроводимости (на уровне примерно 60% в отличие от меди). С другой стороны, рост мирового производства автомобилей замедлится (и не будет превышать 100 млн единиц в год). Поэтому, хотя до 2024 года потребление меди в мировом автопроме вырастет с нынешних 1 570 млн тонн до примерно 1 700 млн, в последующие годы оно будет оставаться приблизительно на этом уровне.
Отметим, медный концентрат остается крупнейшим экспортным товаром Армении. в последние годы республика экспортирует 500-600 тысяч тонн концентрата, на сумму примерно $600-700 млн в год. Российская компания "ГеоПромайнинг", которая в прошлом году приобрела Зангезурский медно-молибденовый комбинат (который ведет добычу на крупнейшем стране Каджаранском медно-молибденовом месторождении), заявила о планах построить медеплавильный завод, для полного цикла переработки меди в Армении. Для этого идут переговоры с возможными инвесторами.