Микаэль Согоян рассказал о торжественной церемонии открытия бюста адмирала Ивана Исакова и памятника первому Католикосу всех армян Григорию Просветителю. Он в эти дни находился в Армении, и в интервью Sputnik Армения говорил и о повестке визита, работах по открытию памятника Российско-Армянской дружбе и ряде других. Беседовала Лаура Саркисян.
— Микаэль Фридрихович, вы в Армении не впервые, и каждый ваш приезд на историческую родину ознаменован каким-то событием. С чем на этот раз приехали в Ереван?
— Прежде всего, это зов сердца находиться в Армении – на исторической Родине – это всегда эмоционально. В настоящее время есть ряд проектов, которые находятся на стадии реализации. Среди них памятник первому Католикосу всех армян Григорию Просветителю, открытие планируется в следующем году. Мы с братом, Ваге Согояном, планируем установить его в Гюмри, поиск подходящего участка идет по сей день, кстати - не могу не отметить спонсорскую поддержку создания нашими соотечественниками, живущими в Москве.
Кроме того, я ознакомился с работами по ремонту и оснащению дома-музея моего отца, народного художника России, Украины и Армении, выдающегося художника Фридриха Согояна. Он расположен в центре города и, хотя там предстоит еще много работы, музей открыт для посетителей. Это будет наш, Согояновский дом искусства. Теперь мы имеем с Арменией не только духовную, но и творческую, связующую нить.
— Вам принадлежат множество работ в Армении, среди них бюст адмирала Исакова, о котором многие не знают, так как не было торжественной церемонии открытия. Расскажите о работе - как пришла идея создать бюст героя?
— Замысел родился в 2019 году. В том же году был вылеплен и отлит в бронзе бюст. Инициативу поддержал посол Армении в России, после чего мы направили петицию в Минобороны Армении. Вскоре из Еревана поступил положительный ответ, нам сообщили, что будут рады такому жесту. Предполагалось, что в дальнейшем состоится торжественная церемония открытия бюста с последующим его грамотным расположением. В настоящее время произведение находится в военном музее "Мать Армения".
Заслуженный художник Армении и России Микаэль Согоян в гостях Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
Однако церемония так и не состоялась. Руководство Минобороны пока не смогло осуществить тех мероприятий, которые бы раскрывали работу в полной мере. Кроме того, я не совсем солидарен с сегодняшним местоположением скульптуры. Возможно, мое присутствие здесь подтолкнет к более решительным шагам, и рабочая карта будет выработана. Думаю, что торжественная церемония открытия все же состоится, и не исключено, что она пройдет вне музея. Дело в том, что передача того или иного произведения – неотъемлемая часть, своего рода логическая концовка и, в то же время, может являться предметом обсуждения, в том числе и критики. Несмотря на это, это уже достояние республики, и я не исключаю - и даже приветствую - возможность нахождения этого бюста и на других площадках, тем более, когда речь идет о легендарном полководце, гордости отечества - Исакове. Убежден, что в Минобороны понимают вес вопроса, и это исключительно дело времени.
— Какой он - ваш адмирал?
Затрудняюсь сказать, так как бюст необходимо точечно и, главное, грамотно осветить. Вопрос постамента также имеет ключевое значение, он пока невидим, как ереванцам, так и гостям столицы. Точнее, посетителям музея скульптура доступна, но проекции неудачны. Артистичное расположение произведения в интерьере имеет колоссальное значение. Если мы возьмем шедевры великих мастеров и нелепо выставим, то они будут выглядеть неприемлемо и перестанут быть произведениями великого искусства.
— На какой стадии создание памятника российско-армянской дружбе?
— Это тема, которая имеет много вопросов, но пока без ответов. Решение установить памятный знак на площади России в Ереване было принято на 33 заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания РФ и Национального Собрания Армении в декабре 2021 года. Я выступил на заседании докладчиком и представил проект - с возможной реализацией осенью 2022 года, на этом заседании проект был взят за основу. Его поддержали как армянская, так и российская стороны. Впоследствии первая предложила провести конкурс для участия и других деятелей искусства, однако он прошел локально, с участием граждан, которые живут в Армении.
В Москве это восприняли как не совсем оправданный жест. Конкурс подразумевает общее единение сил, в комиссию которого должны быть включены искусствоведы, архитекторы, художники, общественные деятели с двух сторон. В результате приоритетное российское меценатство ушло в сторону. Вопрос до сих пор остается открытым.
— После церемонии открытия бюста Арама Хачатуряна в 2017 году у вас была идея об установлении следующего памятника маэстро в Грузии. Что пошло не так?
— В Грузии, вероятно, ждут наше произведение, и мне бы очень хотелось, чтобы это осуществилось. Мы пока этого не смогли сделать, но, в противовес, в Нижнем Новгороде в 2021 году установили бюст Хачатуряна. Арама Ильича в Горьком очень любили, звали нижегородским зятем (его супруга родилась там, - ред.), в городе есть музыкальная школа-лицей, названный его именем. Думаю, что Тбилиси ждет своего часа.
— Есть ли в планах создание скульптуры, посвященной погибшим в 44-дневной войне героям? И, если бы вы ее создавали, то как представили бы собирательный образ армянского солдата?
— Прежде всего, я склоняю голову перед погибшими. Очень сложная, болезненная тема, и не могу сказать, что я над этим не задумывался. В какой-то степени работа над таким произведением преждевременна. Когда мы к этому сможем прийти и вжиться - покажет время, но рана очень свежая, она пока еще кровоточит.
— Вы автор многочисленных произведений и, так сказать, оживляете знаковых людей. С какими сложностями сталкиваетесь? Есть ли для вас единая формула, от которой отталкиваетесь во время создания работ?
— Достоевский писал, "искусство – есть такая же потребность для человека, как есть и пить". Весь вопрос, каким общество видит искусство, и что подразумевает под данным обширным понятием, в особенности сегодняшних реалий. Меня об этом спрашивают многие молодые люди, которые пытаются найти себя в этой области. С одной стороны нам – творческим личностям, приходится абстрагироваться от происходящего, так как экономическая и политическая среда очень сильно влияет на деятельность. С другой — это крайне сложно, практически невыполнимо.
Дискомфорт – да, фундаментально мешает творческому процессу. Художнику необходимы материальная база, духовные ценности для того, чтобы существовать, творить. Всегда говорю юному поколению, которое пытается прийти в профессию, что стоит пробовать себя на этом поприще только при условии, если ты по-настоящему это беззаветно любишь.
— В вашей деятельности особое место занимает тематика Великой Отечественной, почему?
— Все, что связано с Великой Отечественной – наша святая память, и мы стараемся делать максимально в этом направлении. Пытаемся своим творческим языком – языком искусства, вносить лепту в сохранение памяти. В этом контексте хочу отметить работу, выполненную при громадном участии моего брата в Москве в 2021 году. Памятник посвящен 13-й дивизии Народного ополчения Москвы. Это одна из работ, которая получилась, образцовая, которая от начала и до конца имела позитивную составляющую, монумент – "Пиета", триумф Победы и скорби людской одновременно.