Депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин прокомментировал для Sputnik Армения запрет на его въезд в Армению.
Ранее сообщалось, что Затулин 25 октября получил на официальную электронную почту депутата Государственной Думы электронное письмо о "нежелательности" его приезда в Республику Армения, подписанное начальником управления внешних связей НС Армении Тиграном Сейраняном.
В письме говорится, что публичные высказывания последнего периода, сделанные Затулиным, "наносят ущерб развитию дружеских и союзнических отношений" между Арменией и Россией. Пресс-служба НС подтвердила Sputnik Армения факт отправки письма с означенным содержанием.
— Константин Федорович, имеет ли правовое значение полученное вами письмо, либо оно сугубо информативного характера? И отменяете ли вы запланированную поездку в Армению?
— По порядку. Мы уже вторую неделю ведем подготовку к проведению заседания "Лазаревского клуба", которое должно было начаться в Ереване в пятницу (28 октября). Это формат круглого стола, на тему "Историческое прошлое и настоящее армяно-российских отношений". Мы пригласили много участников из России и Армении, мы оплатили самолет, который должен вечером четверга привезти около 50 участников заседания из Москвы в Ереван. В Ереване же есть список из порядка 80 участников – приглашения, в частности, были направлены спикеру НС Армении Алену Симоняну, его заместителю, курирующему армяно-российские связи, министру иностранных дел Арарату Мирзояну, и другим.
Не скрою, после полуторагодичного перерыва проведение этого заседания было связано, в том числе, и с дискуссией, в наличии которой я убедился, побывав в сентябре в Армении почти одновременно с госпожой Пелоси. Никакого ответа на приглашения от официальных лиц я не получил, лишь аппарат вице-спикера вплоть до сегодняшнего дня уточнял список участников. Депутат от правящей партии Алексей Сандыков перезвонил в ереванскую дирекцию "Лазаревского клуба" и сообщил, что принять участие он не сможет, потому что улетает со спикером в Самарканд.
После заседания, 29 октября, мы собирались посетить Джермук, чтобы своими глазами увидеть последствия азербайджанской агрессии. Я связался с посольством РФ в Ереване, оно – с вице-премьером Мгером Григоряном, и вчера я написал ему письмо, по его предложению, и по рекомендации посольства. Сегодня утром (во вторник – ред.) посол уведомил меня, что Григорян письмо получил и работает над организацией этой поездки.
И вот тут мы получаем это письмо – за подписью начальника управления внешних связей парламента. Я впервые сталкиваюсь с подобным – чтобы объявление персоной нон-грата делалось начальником управления парламента. Тут могут быть две причины – во-первых, мы приглашали спикера, а во-вторых, возможно, правительство перед встречей Пашиняна с Путиным и Алиевым не хочет афишировать свою причастность. Это беспрецедентный случай – никогда депутату Госдумы не запрещали въезд, никогда за все время существования независимых Армении и России.
— Что вы намерены предпринять?
— Сегодня вечером в онлайн-режиме соберется заседание клуба, примем решение – проводить ли в такой ситуации заседание, и сможет ли вообще российская делегация прибыть в Ереван. Есть подозрения, что могут быть еще "нежелательные персоны", помимо меня. Это пища для размышлений, почему это происходит в ответственный момент для правительства Армении.
— А в чем причины, по-вашему?
—Думаю, это происходит потому, что правительство Армении явно меняет курс, оно со своей стороны только поощряет антироссийскую кампанию, намекает на то, что РФ не выполняет свои обязательства как союзник. Ему не хочется обсуждать российско-армянские отношения: ни прошлые, ни нынешние, оно вовлечено в переформатирование сознания общества Армении в антироссийском духе, потому что сочло, что имеет поддержку на Западе, в Вашингтоне и ЕС. Это яркое и грубое свидетельство отказа от отношений с РФ в пользу отношений с теми странами, с которыми Россия находится в конфликте.
Я, конечно, отвергаю всякие попытки приписать мне "ущерб Республике Армения", пусть назовут другого депутата или политического деятеля, который бы поддерживал Армению больше, пытался добиться от России более решительных шагов, который неоднократно бывал в Нагорном Карабахе и, как и президент Путин и наши миротворцы, обеспокоен судьбой населения Карабаха.
Как раз вот этого, мне кажется, сегодняшнее армянское правительство и не может простить – потому что это его не заботит.
— Вам это письмо пришло на электронную почту Госдумы? Ведь письма с таким содержанием должны идти по линии МИД?
— Да, в 10:30 утром получили письмо на мейл Госдумы. Такие вопросы, конечно же, решаются по линии МИД. Поэтому я связался с замминистра иностранных дел РФ и попросил его сделать официальный запрос. Но обратите внимание, что все запросы и ответы на них, затяжки времени – шаги к срыву заседания "Лазаревского клуба".
Понятно, что начальник управления НС написал это письмо не по личной инициативе – оно согласовано, и это попытка выгородить верховную власть в преддверии встречи 31 октября Путина с Пашиняном. Моя поездка, конечно, сорвана – я не собираюсь пытаться проходить пограничный пост, чтобы меня там разворачивали.