Баку сейчас опережает Ереван в гонке за один из транзитных узлов в регионе и претендует на роль ключевого транспортного хаба на Южном Кавказе. Однако проявляемая Азербайджаном активность на треке МТК "Север-Юг" не мешает Армении присоединиться к проекту. Соответствующий месседж еще на прошлой неделе направили высокопоставленные лица Ирана и России.
В частности, вице-премьер РФ Алексей Оверчук дал четко понять, что сейчас на Южном Кавказе формируется перекресток основных международных транспортных коридоров - "Север-Юг" и "Восток-Запад". И именно от Армении зависит, войдет ли она в международный транспортный узел. На особую роль Армении в проекте указал и глава МИД Ирана Хосейн Амира Абдоллахиан.
Чиновники фактически дали понять, что подписанная в начале сентября в Баку декларация с участием России, Азербайджана и Ирана по МТК - не помеха. Ереван при желании еще может изменить ситуацию и избежать транспортной блокады.
Пройдет ли маршрут МТК через Армению?
Международное соглашение о МТК "Север-Юг" было подписано 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге.
Проект представляет собой транспортный коридор протяженностью в 7,2 тыс. км, который должен обеспечить связь между балтийским регионом и Индией через Иран и Россию. Пропускная способность коридора – от 20 до 30 млн тонн грузов в год.
Международный транспортный коридор "Север — Юг"
© Photo : ЕАБР
Коридор состоит из трех маршрутов:
Первый путь - транскаспийский - подразумевает перевозку грузов по территории Ирана и через Каспийское море к портам России (Астрахань, Оля, Махачкала). Здесь акцент поставлен на паромные перевозки.
Второй путь – восточный – берет начало в Иране и продолжается через КПП "Теджен-Серахс" в Туркменистан, а уже оттуда – в Узбекистан и Казахстан. В этом случае грузы из России могут дойти и до Индии через порт Бендер-Аббас (юг Ирана), что сократит время поставки товаров до Мумбаи в два-три раза по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал (по нему товары из РФ в Индию доходят более чем за 30 дней - ред.).
Третий путь пролегает по строящейся железной дороге Астара-Решт-Казвин (должна соединить ж/д Ирана, Азербайджана и России - ред.). В этом случае речь идет о мультимодальных перевозках - по железной дороге и на автомобилях.
Ни в одном из трех вышеупомянутых маршрутов сегодня не упоминается Армения. Ереван при этом стал полноправным участником Соглашения о МТК "Север-Юг" еще в далеком 2004 году.
Армения может примкнуть к коридору через свой одноименный проект – автомагистраль "Север-Юг". В частности, специалисты ЕАБР в своем новом докладе "МТК "Север — Юг": инвестиционные решения и мягкая инфраструктура" отмечают, что строительство магистрали в Армении - один из приоритетных проектов для развития Западного маршрута Евразийского международного транспортного коридора "Север-Юг".
В случае подключения Армении к маршруту товары из Индии могут перевозиться в Иран, далее - в Армению и уже отсюда - в Россию (через порты или МАПП "Верхний Ларс"). Это откроет для Армении возможности сотрудничества с другими странами-участницами соглашения (Россия, Иран, Индия, Оман, Казахстан, Беларусь и др.) по вопросам развития инфраструктуры, международных перевозок, упрощения процедур пересечения границ и т.д.
Таким образом, при правильной политике транспортная артерия может быть запущена по территории Армении, и тогда страна получит ряд политических и экономических выгод. В частности, грузы из Индии смогут добираться в порт Чабахар (юго-восток Ирана), далее по суше - в Армению (либо автомобильным путем, либо по ж/д), затем в Грузию, и уже оттуда контейнерами в порт Новороссийск (РФ) или же порты Греции.
Преимущество МТК – обеспечение бесшовности маршрутов (все компоненты мобильной транспортной сети интегрированы - ред.), сокращение времени перевозок.
Мнения разделились
Тема практического вовлечения Армении в проект - особенно после войны в Карабахе - активно продвигается индийскими и иранскими чиновниками. В Ереване также осознают перспективы и плюсы от имплементации проекта, но есть сомнения, связанные с логистикой и инфраструктурой. Без реализации армянского проекта "Север-Юг" (по прогнозам на это уйдет до 8 лет - ред.) о подключении к крупным международным инициативам не может быть и речи.
В отсутствии надлежащей инфраструктуры не спасет ситуацию и разблокировка транспортных коммуникаций (на что надеется руководство страны - ред.). Дело в том, что разблокировка вовсе не означает, что Армения автоматически присоединится к региональным проектам, поскольку в инфраструктурном плане она еще недостаточно развита.
Перед Арменией стоит задача привлечения инвестиций, восстановление и модернизация международных трасс и железных дорог, создание соответствующей инфраструктуры, открытие дополнительных КПП, проработка таможенных тарифов и ряд других вопросов. И это все обойдется Еревану в большую сумму.
Даже если предположить, что по нашей территории пройдет один из маршрутов МТК "Север-Юг", то возникнут проблемы, связанные с медленными темпами строительства собственной автомагистрали. Следовательно, в ближайшие годы роста большого грузопотока ожидать не стоит. Поэтому Ереван должен в кратчайшие сроки решить свои инфраструктурные и логистические проблемы.
Кстати, имея общую границу с Ираном, Армения и так выстраивает торгово-экономические отношения и соединяет Тегеран со странами ЕАЭС. А товарооборот Армении с Индией достаточно мал: он не входит и в 30-ку крупнейших внешнеэкономических показателей. По данным за 2021 год, товарооборот между Индией и Арменией достиг около $180 миллионов.
В свою очередь руководитель Центра интеграционных исследований ЕАБР Александр Забоев не разделяет пессимизма армянской стороны и выделяет несколько положительных аспектов для Армении в случае присоединения к проекту.
В интервью Sputnik Армения Александр Забоев отметил, что коридор "Север-Юг" - важнейший транспортной элемент, связывающий Армению с международными рынками. В частности, автодорожный маршрут Армения–Грузия–Россия, проходящий по Военно-грузинской дороге через перевалы Большого Кавказского хребта и погранпереход "Верхний Ларс", остается главным направлением перевозок грузов между Арменией и другими государствами-членами ЕАЭС.
Кроме того, отмечает эксперт, МТК может обеспечить транспортные связи Армении не только с Ираном, но и с другими странами через морские порты Персидского залива.
"Дополнительные преимущества МТК "Север-Юг" для Республики Армения могут быть реализованы за счет стыковки этого коридора с транспортными маршрутами, которые проходят через Южный Кавказ в направлении Восток-Запад (реализация эффекта "перекрестка")", - сказал Зыбоев.
В этой связи он упомянул коридор ТРАСЕКА (МТК Европа-Кавказ-Азия), стыковка с которым позволит получить дополнительные эффекты при развитии международных перевозок с большинством других стран, участвующих в коридоре (Иран, Грузия и другие государства Черноморского региона). С этим во многом связана иранская инициатива развития транспортных и торговых связей в направлении Персидский Залив-страны Черного моря.
Зыбоев подчеркнул, что переключение грузопотоков на потенциальные участки МТК "Север-Юг" по территории Армении зависит от целого ряда факторов.
Среди них - завершение модернизации погранперехода "Верхний Ларс", создание в Армении благоприятных условий для международных грузоперевозчиков.
"Развитие "мягкой инфраструктуры" (предоставление услуг посредством парка специализированных транспортных средств и ряд других - ред.) позволит сократить издержки во времени и финансовые затраты при осуществлении международных перевозок по территории Армении, повысив тем самым привлекательность национальных коммуникаций и способствуя развитию транспортно-экономических связей страны", - считает эксперт.
Зачем Индии и Ирану армянский маршрут?
Несмотря на явные проблемы с логистикой, армянский маршрут необходим Ирану и Индии в первую очередь по политическим соображениям. Он позволит Тегерану и Нью-Дели диверсифицировать поставки, укрепить их роль в регионе, снизив растущую роль Баку.
Армения же при грамотной политике сможет привлечь средства для развития собственной инфраструктуры.
Специалисты в Индии и Иране отмечают, что основная цель проекта - сокращение времени на дорогу, а следовательно и затрат, увеличение объемов международной торговли.
По предварительным расчетам, маршрут должен на 40% сократить расстояние от начальной до конечной точки (связь между странами Балтии и Индией через Иран - ред.), и в итоге снизить стоимость транспортировки грузов на 30%.
Транспортные коридоры, связывающие Грузию и Иран при помощи автомагистрали "Север-Юг"
© Photo : Shushanik Sargsyan
Кроме того, этим Индия пытается создать достойную альтернативу китайскому проекту "Один пояс – один путь", а также составить конкуренцию Пакистану. С этой же целью Индия согласилась инвестировать свыше $600 млн в иранский глубоководный порт Чабахар. Развитие порта позволит ей конкурировать с Исламабадом.
Кроме того, сильная Индия нужна и России для баланса сил с Китаем.
Для Ирана Армения – это единственная возможность активизировать торговлю со странами ЕАЭС, а также ослабить транспортную зависимость от предлагаемых Азербайджаном и Турцией маршрутов.
А для самой Армении этот коридор - шанс выбраться из транспортного тупика.