Воскан Галустьян, родился в Сочи, служил в Ереване, в Москве, уже генералом МВД, затем снова в Ереване, после чего опять Москва. Между ними – БАМ. Защитил докторскую диссертацию по юриспруденции, стал профессором, а до всего этого получил звание мастера спорта по борьбе самбо. Автор многих книг, в числе которых "Россия и Армения. Размышления о прошлом, настоящем и будущем". Живет неблизко от Еревана - в Москве.
- Думаю, дело не в "далеко-близко". Любить родину можно даже улетев на Марс, а вот, осуждать и, тем более ругать допустимо лишь находясь на своей земле не просто душой, сердцем, а буквально – физически. Не просто сопереживать, а что говорится, на собственной шкуре ощущать все, что мешает твоим братьям и сестрам по крови глубоко дышать, спокойно спать, встречать мирное утро, зная, что и вечер останется за тобой. "Я так думаю" - как говорил незабвенный Фрунзик. В этом смысле мне и моим друзьям, людям как бы "со стороны", в частности, нам, москвичам, осуждать или хвалить власть, людей, общество в целом, сложнее.
- Иначе говоря, необходим эффект присутствия?
- Можно сказать и так. Но лучше просто присутствие, без эффекта. Чтобы иметь полноценное право рассуждать о том, что происходит на родине, надо об этом говорить не из туманного далека, а находясь "внутри". И не только тогда, когда речь идет о событиях со знаком минус. Чтобы разделить торжество успеха, радость победы, просто удовлетворение идущим процессом, тоже предпочтительнее быть рядом, вместе.
Еще лучше быть их активным участником, а не наблюдателем, пусть даже очень заинтересованным.
- В свое время у тебя так и получилось. В тяжелые девяностые принял приглашение стать первым заместителем министра внутренних дел, приехал из Москвы, был, что называется в самом центре внутренних дел только-только пустившейся в самостоятельное плавание республики и что?
- Тот случай, когда ничто не заставляло, грубо говоря, держать язык за зубами: был в одной упряжке, если что-то шло косо-криво, не туда, делил вину со всеми, мог называть вещи своими именами, не опасаясь разговоров в духе "ему легко рассуждать, он из Москвы, а Москва далеко…". Другое дело, что далеко не все из предложенного находило отклик, а часто встречало и прямое сопротивление. При стремлении быть полезным стране, недопонимание тоже возможно. Во всяком случае, уезжал из Армении с чистой совестью
- Уезжал домой или лишь бы подальше от Еревана?
- Миллионы армян живут сегодня, да и вчера-позавчера тоже, по всему свету, а если живешь далеко от дома десятилетиями, то называть место, где живешь, пристанищем, адресом временного проживания не просто некорректно - бессовестно.
Россия была и остается моим домом не только потому что я уже "сто лет" как ее гражданин, здесь выросли мои дети, стали взрослыми внуки, здесь, от Москвы до БАМ-а, где проходил службу, у меня друзей и знакомых куда больше, чем в Армении, но Армения – это совсем другая песня, это родина, понятие, которое нельзя отменить, отложить или забыть. Хорошо бы при этом не забывать, что полностью независимых государств в мире не существует, современный мир — это мир взаимозависимостей.
- Думаю, дело не в "далеко-близко". Любить родину можно даже улетев на Марс, а вот, осуждать и, тем более ругать допустимо лишь находясь на своей земле не просто душой, сердцем, а буквально – физически. Не просто сопереживать, а что говорится, на собственной шкуре ощущать все, что мешает твоим братьям и сестрам по крови глубоко дышать, спокойно спать, встречать мирное утро, зная, что и вечер останется за тобой. "Я так думаю" - как говорил незабвенный Фрунзик. В этом смысле мне и моим друзьям, людям как бы "со стороны", в частности, нам, москвичам, осуждать или хвалить власть, людей, общество в целом, сложнее.
- Иначе говоря, необходим эффект присутствия?
- Можно сказать и так. Но лучше просто присутствие, без эффекта. Чтобы иметь полноценное право рассуждать о том, что происходит на родине, надо об этом говорить не из туманного далека, а находясь "внутри". И не только тогда, когда речь идет о событиях со знаком минус. Чтобы разделить торжество успеха, радость победы, просто удовлетворение идущим процессом, тоже предпочтительнее быть рядом, вместе.
Еще лучше быть их активным участником, а не наблюдателем, пусть даже очень заинтересованным.
- В свое время у тебя так и получилось. В тяжелые девяностые принял приглашение стать первым заместителем министра внутренних дел, приехал из Москвы, был, что называется в самом центре внутренних дел только-только пустившейся в самостоятельное плавание республики и что?
- Тот случай, когда ничто не заставляло, грубо говоря, держать язык за зубами: был в одной упряжке, если что-то шло косо-криво, не туда, делил вину со всеми, мог называть вещи своими именами, не опасаясь разговоров в духе "ему легко рассуждать, он из Москвы, а Москва далеко…". Другое дело, что далеко не все из предложенного находило отклик, а часто встречало и прямое сопротивление. При стремлении быть полезным стране, недопонимание тоже возможно. Во всяком случае, уезжал из Армении с чистой совестью
- Уезжал домой или лишь бы подальше от Еревана?
- Миллионы армян живут сегодня, да и вчера-позавчера тоже, по всему свету, а если живешь далеко от дома десятилетиями, то называть место, где живешь, пристанищем, адресом временного проживания не просто некорректно - бессовестно.
Россия была и остается моим домом не только потому что я уже "сто лет" как ее гражданин, здесь выросли мои дети, стали взрослыми внуки, здесь, от Москвы до БАМ-а, где проходил службу, у меня друзей и знакомых куда больше, чем в Армении, но Армения – это совсем другая песня, это родина, понятие, которое нельзя отменить, отложить или забыть. Хорошо бы при этом не забывать, что полностью независимых государств в мире не существует, современный мир — это мир взаимозависимостей.
Среди моих друзей, а теперь уже и друзей моего сына, короче говоря, в нашем близком окружении много именитых армян: московских, сочинских, крымских, некоторые с трудом говорят по-армянски, но, когда речь заходит о Ереване, то и дело переходят на родной язык. Так, кажется, проще вникнуть в суть, легче объясняться, понимать друг друга.
Между тем, наш рабочий язык давно и теперь уже навсегда русский. Кстати, не могу понять, почему некоторые ереванцы, вдруг перейдя на русский, чуть ли не краснея, извиняются? Когда соскакивают на английский – никаких "простите", а как на русский, то винятся. Странно как-то…
- Если очень коротко, как армянским армянам сегодня относиться к России?
- Если очень коротко, как армянским армянам сегодня относиться к России?
- Я не далай-лама, чтобы знать все, но напомню об одном очень важном – о генетической памяти на добро у армян. Такой взгляд формировался исстари, складывался веками. Кажется, уместно напомнить и о словах Бисмарка: "С русскими стоит или играть честно, или вообще не играть". Тем более, что нам сегодня не до игр. Предчувствие начала глобальной ошибки мировых держав с каждым днем оправдывается все больше и больше. Нам бы выбрать правильную позицию, чтоб не пострадать.
- У китайцев есть хорошая пословица: "Когда тигры дерутся в долине, умная обезьяна сидит и смотрит, чем это закончится"…
- У китайцев есть хорошая пословица: "Когда тигры дерутся в долине, умная обезьяна сидит и смотрит, чем это закончится"…
- Примерно так, только без "обезьяны". Но вот о чем еще важно помнить. Во все времена русская литература превосходила мировую искренним и сильным чувством человеколюбия. Поэтому воспитанная на таких книгах молодежь не может ненавидеть и убивать людей другой национальности, считать, что Россия только для русских или Армения только для армян.
Очень радуюсь, когда узнаю о том, что в Ереване есть магазин русской книги, действует Российский центр науки и культуры под теплым названием "Русский дом". Тут еще вот какая штука. Во времена нашей ранней молодости не было телевидения, которое, не любит снимать поезд, когда он приходит по расписанию, зато обожает снимать, как состав сходит с рельсов. В этом смысле, как видится мне на расстоянии, армянское телевидение недорабатывает, оставляя место и возможность думать, что братские отношения наших народов сходят с рельсов.
- А не кажется ли тебе, что русофобия, которую стали чаще вспоминать, говоря об Армении, выгодная для политиков западной ориентации позиция, и где та грань, которая отделяет патриотизм от национализма?
– Вообще-то, я того мнения, что патриотизм – это прежде всего состояние души.
– А национализм?
– Наверное, состояние бездушия.
- Называя отрицательные стороны армянского характера, часто называют неуживчивость с сородичами, неприятие другого мнения, зависть. Говорят, слоны живут долго потому , что не выясняют отношения и не топчут друг друга. Продолжительность жизни армян увеличивается, но насчет прогресса в выяснении отношений, я бы промолчал. А ты?
- А я напомню байку минувших лет.
- А не кажется ли тебе, что русофобия, которую стали чаще вспоминать, говоря об Армении, выгодная для политиков западной ориентации позиция, и где та грань, которая отделяет патриотизм от национализма?
– Вообще-то, я того мнения, что патриотизм – это прежде всего состояние души.
– А национализм?
– Наверное, состояние бездушия.
- Называя отрицательные стороны армянского характера, часто называют неуживчивость с сородичами, неприятие другого мнения, зависть. Говорят, слоны живут долго потому , что не выясняют отношения и не топчут друг друга. Продолжительность жизни армян увеличивается, но насчет прогресса в выяснении отношений, я бы промолчал. А ты?
- А я напомню байку минувших лет.
Поскребышев (помощник Сталина ред.) докладывает:
- Товарищ Сталин, маршал Рокоссовский живет с женой поэта Симонова, что будем делать?
-Завидовать будем…
- Товарищ Сталин, маршал Рокоссовский живет с женой поэта Симонова, что будем делать?
-Завидовать будем…