ЕРЕВАН, 2 ноя — Sputnik. Визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Тегеран сразу после трехстороннего саммита с участием лидеров Армении, России и Азербайджана в Сочи стал знаковым. Были даже конспирологические теории, что Пашинян возможно передал Раиси некий месседж Кремля.
Интерес подогрели заявления президента Ирана Эбрахима Раиси. Иранский лидер отметил, что "приезд армянского премьера станет прорывным" для отношений двух стран. Точки над "i" поставил Ереван, лаконично отметив, что "Иран должен быть в курсе переговорных процессов" (с Турцией и Азербайджаном - ред. ).
Иранист Жанна Варданян не склонна считать визит прорывным, но убеждена - приезд Пашиняна в Тегеран придаст некий драйв отношениям.
Случаен ли визит в Тегеран
Варданян призывает не искать каких-либо скрытых подтекстов и склоняется к тому, что даты визитов в Сочи и Тегеран просто совпали. Ведь официальные визиты обычно планируются заранее, а о саммите стало известно практически в последний момент. Иранист подчеркнула, что отношения Москвы и Тегерана достаточно хорошие, поэтому нужды в посреднических услугах нет.
В то же время эксперт отмечает, что в интересах Армении более активное вовлечение Ирана в процессы, происходящие вокруг страны. Тем более, с учетом позиции Тегерана по территориальной целостности Армении, а также важности для него Сюникской области. Именно поэтому Иран пытается примерить посредническую роль. На это указывает то, что Раиси пригласил в страну не только Пашиняна, но и Алиева.
Тегеран неоднократно заявлял, что поддерживает территориальную целостность Азербайджана, однако для него важно, чтобы Карабах оставался армянским. Более жестко Иран выступает по Сюникской области, для него это красная линия. Неоднократно звучали заявления о неприемлемости изменения границ.
Ереван же должен разобраться в том, чего хочет он. По словам Варданян, совпадение интересов с Ираном позволит Армении развить экономическое сотрудничество с акцентом на Сюникскую область. В этом контексте позитивным является открытие генконсульства в Капане, намерение увеличить товарооборот, а также инициатива Ирана вложиться в строительство тоннеля в Каджаране.
Иран подключается к большой игре
Действия Ирана на Южном Кавказе непосредственно указывают на попытки Тегерана подключиться к большой игре за распределение влияния на Южном Кавказе и примерить на себя роль посредника в урегулировании отношений между Ереваном и Баку. В Тегеране также хотят восстановить баланс сил (между Турцией, Россией и Ираном), нарушенный после войны в Карабахе.
Иран понимает, что Армения для него – альтернативная дорога в Европу, а также возможность углубить отношения со странами ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия). Кроме того, Ереван - единомышленник Тегерана по части борьбы с тюркским миром.
Этим и обусловлены предложения, активно поступающие в последний период из Ирана: Тегеран хочет привлечь Ереван в разные инициативы, среди которых - крупный логистический проект. Это международный транспортный коридор "Персидский залив-Черное море" (Тегеран - главный идеолог проекта, ред.).
Иранист отмечает, что между странами есть потенциал для развития сотрудничества в разных сферах. Однако нынешние акценты поставлены на экономику и логистику.
При этом Варданян считает нереальными и предложения о создании альтернативных механизмов безопасности с участием Еревана, Москвы и Тегерана. Эксперт пояснила, что инертность Армении на этом треке, а также в плане военного сотрудничества обусловлено опасениями Еревана из -за возможных санкций или реакции США.