ЕРЕВАН, 3 ноя — Sputnik. Армения заинтересована в использовании проходящих через Азербайджан коммуникаций и путей сообщения, к примеру, в целях перевозки грузов. Об этом заявил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян в своем выступлении на 10-м заседании секретарей Советов безопасности стран СНГ.
Он отметил, что в контексте разблокирования транспортных коммуникаций в регионе азербайджанская сторона постоянно поднимает вопрос открытия "транспортного коридора" через территорию Армении. Позиция Еревана в данном вопросе не изменилась: на территории Армении не может быть дороги или транспортного маршрута с логикой коридора. В этом контексте секретарь Совбеза вновь подчеркнул, что в трехсторонних заявлениях глав Армении, России и Азербайджана от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года, а также в указе президента России Владимира Путина "О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе" нет никаких упоминаний о подобных коридорах.
"Поэтому мы считаем недопустимой произвольную и несоответствующую действительности интерпретацию достигнутых договоренностей", - отметил он.
В то же время Григорян подчеркнул, что Ереван заинтересован в реальном решении вопроса разблокирования коммуникаций в регионе и поддерживает деятельность трехсторонней рабочей группы под совместным председательством вице-премьеров Армении, Азербайджана и России.
По его убеждению, ее деятельность исходит из того, что восстанавливаемые и сооружаемые объекты транспортной инфраструктуры должны действовать под полным суверенитетом и в рамках национального законодательства тех государств, по территории которых они проходят. Григорян подчеркнул, что Армения готова на скорейшее открытие дорог на этой основе. Более того, проект решения правительства Армении об открытии трех контрольно-пропускных пунктов для обеспечения транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеваном уже давно находится в официальном обороте.
"Однако азербайджанская сторона, как видно, не заинтересована в реальном решении вопроса в таком конструктивном ключе и продолжает настаивать на "коридорном" варианте решения, который неприемлем для Армении. Одним словом, очень сложно вести диалог и договариваться с теми, у кого нет такого желания и кто преследует совершенно иные цели", - сказал секретарь Совбеза.
В этом контексте он обратил внимание собравшихся на то, что речь идет об открытии всех коммуникаций в регионе. По его словам, порой не упоминается то обстоятельство, что в соответствии с заявлениями глав Армении, России и Азербайджана, коммуникации должны быть открыты не только для Азербайджана, но и для всех, в том числе и для Армении.
"То есть это не дорога с односторонним движением, а всеобъемлющий процесс, из которого должны извлечь пользу все стороны", - сказал Григорян.
Секретарь Совбеза отметил, что Армения прилагает усилия в направлении нормализации отношений с Азербайджаном. В этом контексте он подчеркнул важность работы Комиссий по делимитации и пограничной безопасности, сообщив, что уже состоялось три заседания. По его мнению, в данном процессе значимая роль отводится основополагающим документам СНГ и ООН, а также Алма-Атинской декларации 1991 года, в которой государства признали территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ. Он напомнил о сочинских и пражских договоренностях лидеров Армении и Азербадйжана брать за основу именно эти документы.
"Признание данного факта крайне важно для обеспечения стабильности и безопасности не только на армяно-азербайджанской границе, но и на всем на пространстве СНГ", - сказал Григорян.
Он в очередной раз подтвердил, что армянская сторона придает важность созданию Комиссий по делимитации и пограничной безопасности. Однако это вовсе не означает, что границ вообще нет, "как это порой пытаются представить". Григорян считает утверждение о том, что границ не существует очень опасным и безответственным, размывающим такие фундаментальные понятия, как национальный суверенитет, территориальная целостность государства, и открывает дорогу для агрессивных действий.
По словам Армена Григоряна, имеющиеся документы СНГ и ООН подтверждают тот факт, что в годы СССР армяно-азербайджанская граница уже была делимитирована. Следовательно, имело место вторжение азербайджанских войск на суверенную территорию Армении, и эти войска должны покинуть армянскую территорию.