ЕРЕВАН, 3 ноя — Sputnik. Продление сроков пребывания российского миротворческого контингента (РМК) в Нагорном Карабахе становится ключевым аспектом переговорного процесса. И чем ближе к окончанию нынешней "каденции" миротворцев, тем актуальнее вопрос. Так уж сложилось, что права и безопасность населения Нагорного Карабаха, - а это то, что сегодня стало чуть ли не единственной фундаментальной темой процесса, - во многом зависят от фактора миротворцев. Ни Вашингтон, ни Брюссель, не способны дать реальные гарантии безопасности, наоборот, предложенная ими "культурная автономия" в составе Азербайджана – это прямой путь к депортации армян, деарменизации Нагорного Карабаха.
В вопросе пролонгации миротворческой миссии сейчас позиции Еревана и Москвы совпадают. На это косвенно указывает тот факт, что российская сторона предлагает перенести обсуждения по статусу НКР на более поздние сроки, и как выразился недавно посол Сергей Копыркин, оставить его будущим поколениям. Премьер Армении Никол Пашинян заявил, что Ереван полностью разделяет эту позицию. Он также сообщил, что армянская делегация на недавнем саммите лидеров в Сочи предложила внести в итоговое заявление пункт о продлении срока РМК, однако предложение было отклонено. Очевидно, что против продления выступает Азербайджан, ему нужен контроль над всем Нагорным Карабахом.
Теперь до окончания срока остается около трех лет, и вопрос миротворцев будет зависеть от множества разных факторов, на первый взгляд, не имеющих никакого отношения к региону и Нагорному Карабаху, в частности. Это и ситуация вокруг Украины, и президентские выборы в Турции в следующем году, и конфронтация Турции с Грецией и многие другие сюжеты.
По мнению политолога Давида Арутюнова, продление сроков пребывания миротворцев в Нагорном Карабахе предполагает в первую очередь определенное давление или воздействие на Азербайджан. Здесь от твердости и настойчивости России многое будет зависеть.
"Азербайджан сейчас рассматривает миротворцев как причину, по которой он не смог захватить весь Карабах. И в Баку рассчитывают довести процесс до конца, когда миротворцы уйдут оттуда. Для Азербайджана это стратегическая цель", - сказал он в интервью Sputnik Армения.
Эксперт не исключает, что если бы нынешней конфронтации между Россией и Западом не было, то Запад также сыграл бы роль в сохранении присутствия миротворцев, стремясь не допустить изменения баланса сил в пользу Азербайджана и Турции.
Арутюнов полагает, что в сохранении присутствия РМК заинтересован и Иран. Какие у Тегерана есть рычаги воздействия на ситуацию - другой вопрос. Но то, что Исламская республика в данном вопросе находится по одну сторону баррикад с Арменией и Россией – однозначно. Более того, иранское присутствие в определенной степени нейтрализует турецкий фактор здесь.
Касаясь глобальных международных процессов, так или иначе влияющих на карабахский "узел", Арутюнов подчеркнул, что в том же украинском вопросе рассчитывать на скорое урегулирование не приходится. Прекращение боевых действий и фиксация определенного статус-кво "на земле", фиксация линии соприкосновения по корейскому варианту не исключены, но и в этом случае состояние "ни войны, ни мира" будет требовать у России определенных военных экономических и дипломатических ресурсов. Высвобождение этих ресурсов позволило бы рассчитывать не более активное вовлечение Москвы в дела на Южном Кавказе и, соответственно, усиление его позиций.
Что касается выборов в Турции, то и здесь не все однозначно, считает наш собеседник. Теоретически избирательная кампания могла бы стать стимулом к дестабилизации в стране. Все помнят ситуацию 2015-2016 гг., апогеем которой стал неудавшийся путч. Эрдоган тогда удержал власть, но крови ему попили изрядно.
Арутюнов отмечает, что поведение Турции в контексте армяно-азербайджанских отношений может варьироваться в зависимости от сценариев выборов. А возможных сценариев очень много. Если произойдет относительно бескровная смена власти, то нынешний внешнеполитический курс Анкары с некоторым снижением дозы агрессивности сохранится. Если же Турцию захлестнет новая волна политической нестабильности, то понятно, что ей будет не до Азербайджана с его амбициями. В этом случае неизбежно ослабление переговорных позиций Баку, он станет более чувствителен к давлению Москвы, полагает Арутюнов.
Тем не менее делать серьезные ставки на дестабилизацию в Турцию не стоит, тем более, что Турции и раньше предрекали разные "апокалиптические" сценарии, но Эрдоган каждый раз выходил сухим из воды и оставался у власти.
Политолог больше склонен считать, что поведение Турции на Южном Кавказе скорее "отредактирует" конфронтация с Грецией, нежели связанные с выборами процессы. Конфликт в Восточном Средиземноморье – наиболее вероятный триггер к ослаблению турецкого влияния на Кавказе, тем более, что победа Турции в гипотетической войне с Грецией отнюдь не гарантирована.
Возвращаясь к обстановке в самом Нагорном Карабахе, политолог отмечает, что Азербайджан будет стремиться всячески дискредитировать российский контингент, создавать ситуацию, при которой эффективность РМК будет ставиться под сомнение. И от ресурсов и противодействия Москвы будет зависеть характер азербайджанских провокаций – они ограничатся информационным компонентом или же будут сопровождаться еще и провокациями на линии соприкосновения.