Жизнь в ожидании диверсий - о чем рассказали жители приграничья Армении
Жители населенных пунктов на армяно-азербайджанской границе живут в постоянной тревоге за своих близких, но остаются на своей земле и продолжают надеяться, что "все будет хорошо". Пообщался с местными жителями корреспондент Sputnik Армения Ашот Геворкян.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенПо крутому подъему взбираемся по сельским проселкам. Село Кахакн, расположенное в 10 км к северо-востоку от Вардениса, выглядит безлюдным. Асфальта нет вообще, и, наверное, никогда не было. Вскоре оказываемся возле традиционного крестьянского дома. Пожилой мужчина колет дрова во дворе. Поздоровались, хозяин пригласил нас в дом.
Он был одним из тех, кто остался в селе после обстрелов в ночь с 13 на 14 сентября. Люди в Кахакне живут под постоянной угрозой агрессии – с захваченных высот азербайджанцы держат под прицелом все село.
"Сегодня нас больше всего волнуют вопросы безопасности, а не социальные проблемы. Мы готовы питаться одной картошкой. Но нам приходится жить в постоянной тревоге за своих детей и внуков. Каждый раз, когда ребята выходят из школы после уроков, на позициях наблюдается заметное оживление. Мы живем в постоянном ожидании диверсий. Люди успокоятся и смогут вернуться к повседневной жизни, только если враг отойдет за горы, за пределы видимости", - говорит 72-летний хозяин дома Папик Оганесович Макеян.
Он признается, что его семья сталкивается с трудностями не в первый раз. В 1991 году они выехали из Геташена (Шаумяновский район НКР) и осели в Кахакне.
"Мы бросили все, переехали сюда и создали все заново. Когда нас вывозили вертолетом из Геташена, у каждого в руках были какие-то сумки с личными вещами, а у нашего отца на руках был мой старший брат, инвалид с детства", - вспоминает Макеян.
На сегодняшний день у него есть 30 голов крупного скота, 60 мелкого - все, что он нажил за 30 лет.
Когда начались артобстрелы 13 сентября, около 60% населения покинули село – разъехались в Мартуни, Ереван, Масис, Раздан, Чаренцаван, говорит Папик Оганесович. Некоторым пришлось за бесценок распродавать скотину и заготовленные на зиму корма, даже вырубали плодовые деревья на своих участках.
Около 20 молодых мужчин, оставшихся в селе, вооружились охотничьими ружьями и дежурили, чтобы не допустить проникновение противника в село.
"Когда началось наступление противника, нам выдали 3 автомата Калашникова, даже не знаю в исправном состоянии или нет. Через неделю забрали и это", - отмечает Папик Макеян.
Сейчас около 80% выехавших вернулись в село. Сельская школа продолжает функционировать. Макеян, конечно, никуда уезжать отсюда не собирается.
Его сын 10 лет назад уехал в Россию, в Уфу. В этом году прислал отцу семена для посадки, говорит, "все будет хорошо, смело засеивайте поля".
"Свой земельный надел я и вспахал и засеял – озимую пшеницу и ячмень. Скотину продавать, деревья вырубать не намерен", - подчеркивает он.
В предзакатных сумерках вернулись в Варденис. Всю дорогу молчали под впечатлением слов Папика Оганесовича. В городе горят редкие огни. Улицы пустынны. Озябшие мы зашли в небольшое кафе, принадлежащее местному жителю Араму Степаняну. Он зажигает свет, заваривает нам чай.
Арам родился и всю жизнь прожил в Варденисе. Ему известно о двоих без вести пропавших согражданах во время сентябрьской эскалации. В Варденисе и пригородах похоронили порядка 30 погибших.
"В нашем городе сложилась противоречивая ситуация. Есть определенная группа людей, которые делают вид, что ничего не произошло. Не поймешь, то ли интеллекта не хватает, чтобы осознать серьезность происходящего, то ли их это устраивает. Но, слава Богу, есть люди, которые понимают ситуацию. Стараются не включать громкую музыку в своих автомобилях, отложили до лучших времен шумные торжества по случаю дней рождения, свадеб, крестин", - замечает варденисец.
У него, по его собственному признанию, создается такое ощущение, что большая часть сознательных граждан покинула страну. Те, кто остались, готовы винить в своих бедах кого угодно - обитателей "домов у монумента" (элитный квартал особняков возле Парка Победы в Ереване), русских, прежние власти, просто успешных людей.
"Многие наши соотечественники работают в России, присылают деньги своим семьям. Наверное, в последние кризисные месяцы, стало труднее зарабатывать. Наверное, этим объясняются антироссийские настроения. Говорят, "вот если бы безвизовый режим был не с Россией, а с Америкой, ездили бы туда на заработки". Да, но кто закрыл границы с США? Мы что ли? Америка и закрыла. То есть ты не нужен Америке", - заключил наш собеседник.
А тем, кто говорит, что российское присутствие якобы мешает американцам защищать Армению, он напоминает, что ни в Греции, ни на Кипре российских войск нет. Более того, Греция – член НАТО, однако, США не помогли решить вопрос деоккупации Северного Кипра.
"Сейчас говорят: "Америка нам поможет". Якобы есть группы, готовящиеся обратиться в международный суд по поводу Севрского договора. А я так понимаю, Севрский договор, план Вильсона - это всего-навсего сыр в мышеловке, приманка, чтобы подтолкнуть нас к восстанию против русских. Исторические армянские земли в свое время были разделены между Россией, Турцией и Ираном. Всего один вопрос – какая из этих частей сегодня сохранилась, как Армения? Где мы сейчас живем? На которой из частей были построены города, дома, Ереван, Ванадзор, Гюмри? А что стало с остальными частями? Турки, англичане, французы, Вильсон. О них лучше и не говорить", - уверен Степанян.
Говоря о том, что народ должен найти в себе силы, чтобы преодолеть возникшие трудности, он в то же время отмечает, что общество разочаровано, поскольку уже много раз обжигалось на пропаганде. Вместе с тем люди продолжают больше верить своим ушам, чем глазам.
"Я был молодым, когда попал под влияние пропаганды в годы правления второго президента. Когда по телевидению сообщали об экономическом росте, пропагандисты нам втолковывали, что это ложь и никакого развития нет. Ненавидел власти, думал, "грабят страну". И не вникал в то, что холодильник у меня в доме все больше наполнялся. Сейчас большинство под влиянием пропаганды продолжают ненавидеть прошлые власти. Между тем, некогда полный холодильник все больше пустеет", - говорит он.
Аргументы по поводу "укладки асфальта" и "клубники для солдат" он сравнил с поведением начальником ЖЭК-а, который в дневное время моет стены в подъездах, а ночами разворовывает подвалы.
"Наши местные выборы наглядно показывали, что успешных людей не любят. В выборах мэра Вардениса участвовали люди, достигшие успеха, в том числе в бизнесе, но они не набирали голосов. Всегда больше любят неудачников. Даже покупки делают у менее успешных владельцев магазинов, чтобы вдруг не обогатить кого-то более продвинутого. По той же логике и руководителя страны выбирают", - делится своими выводами житель Вардениса.
Напомним, в ночь с 13 на 14 сентября ВС Азербайджана начали широкомасштабное наступление на армянские позиции в Сюнике, Вайоц Дзоре и Гегаркунике. Интенсивным обстрелам подверглись не только военные объекты, но также населенные пункты и гражданская инфраструктура непосредственно на территории суверенной Армении.