Сначала о смысле прямом. Сегодня в мире насчитывается сто девяносто две атомные станции. Действуют они на территории тридцати одной страны, и каждая из них может попытаться обзавестись ядерной бомбой. Вопрос в том – какой?
Технология ее кустарного производства один к одному повторяет слова шлягера времен СССР: "Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила".
Настоящую атомную бомбу террористы сделать не смогут – убеждены эксперты-атомщики. Там нужны серьезные мозги и развитая промышленность. Но вот что может сделать террорист, так это захватить какую-нибудь АЭС, взять там радиоактивные отходы, примотать их к обычной ракете и угрожать этой ракетой своим противникам (киносюжетов на эту тему создано выше головы).
Что было и что есть на Украине для изготовления "грязной бомбы"? Осталась необходимая производственная база, сохранился научный потенциал, но прежде всего - остаются три действующие на территории Украины атомные электростанции. А там, где АЭС, там и радиоактивные отходы - более пятидесяти тысяч кубических метров этой гадости скопились только на Приднепровском химическом заводе, утверждают российские военные.
Дальше все элементарно, объясняют уже гражданские эксперты.
Берем, к примеру, обычный морской контейнер, загружаем в него от сорока до шестидесяти килограммов радиоактивного вещества, сверху десять-двадцать тонн обычной взрывчатки. Все, "грязная бомба" к употреблению готова. Остается погрузить ее на машину, отвезти поближе к фронту и ждать команды на подрыв.
Что затем? Затем - взрыв с грибовидным облаком, счетчики Гейгера фиксируют радиоактивную зараженность, шум-гам-тарарам и следом, вишенкой на торте, обвинение коварной России в применении оружия массового уничтожения на Украине. Москва предстает перед миром главным источником зла, после чего – "Русофобы всех стран, соединяйтесь!", будет звучать в полный голос и очень долго. Что и требовалось доказать.
"По имеющейся у нас информации, две организации Украины имеют конкретные поручения по созданию так называемой грязной бомбы. Работы находятся на завершающей стадии", - сообщил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенант Игорь Кириллов.
Насколько опасно для мира подобное развитие событий, можно судить хотя бы по тому, что, как только тайное стало явным, министр обороны России Сергей Шойгу, тотчас, не откладывая, связался по телефону с главами военных ведомств Турции, Франции, США и Великобритании.
Все понимают: если провокация с "грязной бомбой" случится, эскалацию массового применения ядерного оружия будет уже не остановить. Получится как с костяшками домино, когда первая сбрасывает вторую, вторая третью, а в итоге все двадцать восемь опрокидываются навзничь.
Сумеют ли лидеры мировых держав удержать (а лучше - дать по рукам) желающих вскрыть ящик Пандоры, ответа пока нет. Но есть ли объяснение, почему "грязные бомбы" не принимаются на вооружение регулярных армий мира?
Аргумент первый: они не способны в одно мгновенье уничтожить армию противника и потому не имеют военной ценности.
– Да, - соглашаются специалисты, - какая-то часть населения со временем погибнет (лучевая болезнь, онкология), но, во-первых, это сильно растянуто во времени, и потом, кто может знать, в какую сторону подует ветер? А если радиоактивное облако двинется в сторону страны, которая применила бомбу?
Еще один аргумент от здравомыслящих политиков. Если даже роза ветров подует по команде агрессора и облако ляжет на территорию противника, кому нужны зараженные на многие десятилетия земли?
А теперь несколько уроков химии, которые надо хорошо выучить и запомнить.
Есть радиоактивные вещества, которые излучают всю свою радиацию очень быстро и потому быстро исчезают. А есть такие, которые "фонят" годами и даже столетиями, но зато "жара" (то есть вредного излучения) от них не так много.
Так вот, продолжают объяснять химики-специалисты, после взрыва обычной атомной бомбы образуются радиоактивные вещества первого типа. Они излучают радиацию чудовищными дозами, но потому и "сгорают" быстро и через пару лет на месте взрыва можно полноценно жить.
А вот после взрыва АЭС (вроде "Чернобыля" или "Фукусимы") в окружающую среду выбрасываются вещества второго типа. Они излучают радиацию не так сильно, как после взрыва атомной бомбы, но зато их период полураспада может измеряться столетиями.
Именно поэтому в Чернобыльской зоне никто не живет до сих пор – радиоактивные вещества продолжают там свою зловредную деятельность.
Иначе говоря, Чернобыль и есть та самая "грязная бомба", которую Киев может взорвать и свалить вину с больной головы на здоровую.