ЕРЕВАН, 13 ноя – Sputnik. Дефицит бюджета Армении в 2023 году (согласно проекту) составит 3,1% ВВП. Это значительно ниже, чем показатель 4,6% по итогам посткризисного 2021 года (итоги за 2022-й пока не подведены). Тем не менее государство пока нуждается в кредитах бюджетной поддержки: в 2020 году от них было решено отказаться.
Считается, что кредиты на целевые проекты эффективнее. Господдержка предприятий или строительство оросительных систем в будущем приносят доходы, а выплата пенсий или зарплат в госсекторе – нет. Но это не означает, что пенсии или зарплаты выплачивать не надо. Это лучше делать из собственных доходов. Но пока Армения будет вынуждена взять несколько новых бюджетных кредитов.
В абсолютных цифрах дефицит бюджета в 2023-м составит чуть меньше 290 млрд драмов (чуть больше $710 млн).
Кредиты и политика
Как сообщил Sputnik Армения министр финансов республики Тигран Хачатрян, обсуждения о новом кредите ведутся с Всемирным банком.
О двух кредитах власти страны уже договорились: по первому – с Международным валютным фондом (на $165 млн), по второму – с Азиатским банком развития ($100 млн) и Французским агентством развития, которое выступает как сокредитор.
Теперь обсуждения ведутся и с ВБ - в рамках инструмента "Финансирование политики развития" (DPF). Скорее всего, средства будут предоставлены через Международный банк реконструкции и развития (структура ВБ, выдающая кредиты на условиях, близких к рыночным). Такие условия предлагаются потому, что Армения в 2018 году по ВВП на душу населения перешла в число стран с доходом "средний в сторону высокого" (upper middle income).
Добавим, что международные финансовые организации, выдавая бюджетные кредиты, обычно ведут переговоры с властями страны о том, как изменить финансовую политику, чтобы повысить платежеспособность. Пока с ВБ таких обсуждений не ведется.
С МВФ в основном обсуждается денежно-кредитная политика Центробанка (количество денежной массы в обращении, ее стоимость на финансовом рынке) и налогово-бюджетная политика Минфина (политика доходов и расходов, объемы госдолга). С Азиатским банком и Французским агентством развития будут обсуждаться реформы в системе управления: госзакупки, эффективность бюджетных программ, контроль за их выполнением.
Внешний и внутренний долг
В 2023 году на покрытие дефицита намечено привлечь, в пересчете, около 180 млрд драмов (около $443 млн), а возвратить – около 142 млрд (около $350 млн). Итого разница на погашение дефицита составит порядка 38 млрд (около $94 млн). Еще 144 млрд (около $355 млн) будет выделено правительству Карабаха. Чтобы покрыть оставшийся дефицит и эту помощь, еще 396,5 млрд драмов (около $1 млрд) будет получено за счет выпуска гособлигаций. Минфин продолжит увеличивать их объем (для сравнения, план выпуска на 2022-го составил 272,2 млрд).
По внутренним облигациям государству приходится платить проценты выше, чем по внешним кредитам: 10,5% против 2,4% (в среднем). Тем не менее, преимущество облигаций состоит в том, что их выплаты не уходят за рубеж, а почти полностью остаются внутри страны и продолжат оборот в экономике. Кроме того, казначейские облигации выражены в национальной валюте, поэтому государство не несет рисков, связанных с колебаниями курса.
У роста массы облигаций есть и другой побочный эффект: он создает излишний комфорт для банков (которые в основном их покупают). У них слабеет стимул конкурировать за клиентов, если они знают, что могут "сидеть" на облигациях и получать с них проценты, ничего не делая.
Тем не менее, сейчас такой ситуации нет, подчеркнул министр, напомнив, что объем облигаций составляет только 10-12% от общего объема банковских активов, что не может иметь решающего значения при принятии решений.
В последние годы среди покупателей казначейских облигаций растет доля нерезидентов. Таким образом, иностранные инвесторы покупают не только валютные, но и драмовые гособлигации Армении. Несколько лет назад их среди покупателей почти не было, теперь они составляют чуть меньше 3,5%. Минфин обдумывает возможности расширить возможности для их покупки иностранцами.
Напомним, что проект бюджета на следующий год уже рассмотрен в парламенте на уровне депутатских комиссий, а на пленарное заседание будет вынесен 15 ноября.