Новое правительство Сербии в конце октября принесло присягу, публично заявив о своей приверженности сохранению Косово и Метохии в составе республики.
Сербия по-прежнему остается под сильнейшим прессингом Запада, даже спустя годы после завершения кровопролитной войны на Балканах. Многолетняя уступчивость сербских властей так и не привела к заветной цели – вступлению в Евросоюз.
Европейский путь
После войны и распада Югославии, как известно, образовалась т.н. "Малая Югославия" – конфедерация Сербии и Черногории. Однако Запад сделал Черногории предложение о быстром вступлении в ЕС, от которого та не смогла отказаться. В итоге Сербия оказалась в полном одиночестве.
Сербское руководство, полагавшее, что единственный выход для страны – это членство в ЕС, принесло на "европейский алтарь" немало жертв. Один за другим были задержаны и переданы Гаагскому суду знаковые фигуры, которых сербы считают своими героями: Радован Караджич, Ратко Младич, Горан Хаджич и др.
Особое негодование среди сербов вызвала экстрадиция генерала Младича. Представители национальных сил предрекли тогдашнему президенту Сербии Борису Тадичу "славу" князя Вука Бранковича (по легенде Бранкович вывел из боя свои войска в решающий момент сражения с турками на Косовом поле, став символом предательства).
Не исключили для него и участь демонстративно застреленного премьера Зорана Джинджича, в свое время приказавшего арестовать свергнутого президента Слободана Милошевича.
Результаты деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии до сих пор вызывают неоднозначные оценки. За 24 года работы было проведено 142 судебных процесса, основная масса приговоренных – сербы.
Сегодня ЕС выдвигает уже новые условия – фактическое признание независимости Косово и присоединение к антироссийским санкциям. Что обещают взамен? Понятное дело, деньги.
Президент Сербии Александр Вучич открыто сообщил народу: Запад по вопросу Косово и Метохии загнал Белград в угол, и ему некуда больше отступать.
"Лучше один день жить, как сокол, чем сто дней, как мышь. Мне больше некуда бежать и отступать, и Сербии тоже некуда", – заявил Вучич.
От процветающей Югославии до раздробленной Сербии
... А ведь оказавшаяся в сложной ситуации Сербия в не столь далеком прошлом была ядром довольно сильного государства в Восточной Европе – Югославии. Во времена правления Иосипа Броз Тито Югославия занимала особое место среди социалистических государств и поддерживала тесные экономические отношения с Западом.
Пика своего расцвета Югославия достигла в 60-х, когда стала играть значимую роль в международных отношениях. Именно Югославия так и не вступила в Организацию Варшавского договора, где ведущую роль играл СССР. Более того, Иосип Броз Тито стал инициатором создания Движения неприсоединения – объединения стран, не желавших вступать в борьбу между капиталистическими и социалистическими блоками.
Однако уже в конце 80-х страна пережила процессы, схожие с теми, что были в СССР. В итоге все свелось к распаду государства и ожесточенным конфликтам.
Судьба сербских общин
Сербов стали серьезно теснить в бывших республиках Югославии, в ответ они создавали национальные движения для защиты своих прав и интересов.
Так, на территории современной Хорватии была создана Республика Сербская Краина, которую уничтожили всего через несколько лет, а всех лидеров этого образования отдали под трибунал.
В Боснии и Герцеговине была образована Республика Сербская как самопровозглашенное государство. Хотя и здесь пришлось пойти на уступки, однако Республика Сербская и сегодня сохраняет определенную автономию.
Третий "фронт" – север Косово, где албанцы сейчас нагнетают обстановку, вынуждая местных сербов идти на более решительные шаги.
На небе – Бог, на земле – Россия
Несмотря на европейский курс Сербии, там есть политики, заявляющие, что физическое существование страны в немалой степени зависит от РФ.
В самой России многие признают: да, в отношении Сербии были допущены существенные ошибки. На экспертном уровне открыто заявляется, что в 90-е российские власти, несмотря на устроенный марш-бросок на Приштину, фактически бросили сербов. Тогдашний премьер Виктор Черномырдин в разгар бомбардировок ездил в Белград и уговаривал Милошевича сдаться.
Сегодня Россия сама находится в непростом положении, чем могут воспользоваться недруги Сербии, мечтающие о т.н. "Великой Албании". Но поражение сербов будет означать не триумф демократии и европейских ценностей, а победу Турции, которая поддерживает албанцев на Балканах.
Понятно, что Запад пытается устранить влияние РФ на Балканах, но своими действиями фактически продвигает турецкий проект.
Так чего хочет Европа? Снова довести турок до ворот Вены, чтобы потом героически с ними бороться? Только вот среди современных европейцев не видно ни Яна Собеского (короля Польши), ни Евгения Савойского (полководца Священной Римской Империи), разгромивших турок под Веной и Белградом.
В заключение...
Аэропорт в Белграде назван в честь великого физика и изобретателя Николы Теслы, пока еще не признанного и не оцененного по-настоящему.
Именно этот гениальный серб становится символом нового зарождающегося мира, который идет на смену старому, эйнштейновскому. Недаром компания Илона Маска, занимающаяся передовыми технологиями, также названа Tesla.
Не "библейский проект" умирает, как пытаются доказать многие известные эксперты и историки, а "старая физика".
Перефразируя героя советской комедии, добавим: на вопросы надо смотреть "ширше", а к сербам относиться "мягше".