ЕРЕВАН, 18 ноя — Sputnik. Решение о контрударе в ходе 44-дневной войны было принято на самом высоком уровне. Об этом Арсен Сардарян – адвокат экс-командующего Армией обороны Карабаха, генерал-лейтенанта Джалала Арутюняна, заявил журналистам, комментируя обвинения в адрес своего подзащитного.
Как отметил адвокат, Арутюняну было предъявлено обвинение по 2 частям (эпизодам), но оно не обосновано. Первый эпизод касается организации контрнаступления 7 октября 2020 года. Следствие обвиняет Арутюняна в том, что он отдал приказ об атаке на юге, хотя наши силы уступали противнику в ресурсах в 5 раз.
"Операция по контрнаступлению 7 октября была запланирована и зафиксирована в наших документах. Согласно этим документам, в случае наступления противника вдоль реки Аракс должен был быть нанесен контрудар. Джалал Арутюнян не сам это выдумал", – отметил Сардарян.
При этом, по его словам, когда готовились документы, учитывалось, что наступление (в районе Горадиз-Джабраил) должно быть предпринято даже в случае, если силы противника превосходят наши ресурсы в 2-4 раза.
Как отметил Сардарян, по данным на тот момент, соотношение было именно таковым. А через несколько месяцев эксперты решили, что соотношение было 1 к 5. Сама оценка, по мнению адвоката, довольно спорная, но даже если она верна, то все равно: как можно обвинять человека на основе данных, полученных уже после войны, недоумевает юрист.
Более того, на конкретном направлении атаки армянская сторона, по сведениям разведки, имела преимущество. Именно поэтому на начальном этапе оно развивалось весьма успешно – противник потерял сотни солдат, из окружения вышли 16 армянских военных. Окончательный успех, по словам Сардаряна, не был достигнут по ряду причин, связанных с организацией, неисправностью техники и командованием на поле боя.
"План контратаки получил одобрение на самом высоком уровне. Почему? Потому что высока была вероятность успеха", – отметил адвокат.
Что касается обвинения по второй части (эпизоду) – неправильной организации обороны позиции дивизиона, то, по словам юриста, ответственность за безопасность солдат подразделения несет его командир, а не командующий армией.
"Еще за несколько дней до этого командующий Армией обороны приказал перейти к круговой обороне с учетом проникших в тыл диверсионных групп. Почему в этих условиях не была организована оборона, не было окопов?" – отметил Сардарян.
По его словам, Арутюнян не утверждал (как считает следствие), что обходящие армянские позиции солдаты "свои", он лишь допустил такую возможность. Тем более, что на наблюдательном пункте были перехвачены переговоры на азербайджанском языке.
Арутюнян допустил вероятность приближения "своих", поскольку в том районе находилась рота наших военных и сотни сбежавших с позиций мобилизованных. Вместо круговой обороны, по его словам, многие пытались дезертировать, среди них – некоторые командиры.
Напомним, начальнику военной контрольной службы Минобороны Армении, бывшему министру обороны Нагорного Карабаха, генерал-лейтенанту Джалалу Арутюняну 2 сентября было предъявлено обвинение.
По данным Следственного комитета Армении, в ходе войны, развязанной Азербайджаном осенью 2020 года, Арутюнян проявил халатность при выполнении служебных обязанностей, что привело к тяжким последствиям, в частности, большим потерям в живой силе и бронетехнике, резервные силы стали небоеспособными, а огневые позиции перешли под контроль противника.