В футбольном плане Албания у армянского болельщика должна бы вызывать не самые приятные ассоциации. И дело не только в стародавнем поражении дома – 0:3, а в его последствиях, связанных, в первую голову, с Юрой Мовсисяном. А если проследить тенденцию…
Многие уже забыли тот октябрьский вечер семилетней давности, который принес большое футбольное огорчение армянскому болельщику – и дело даже не в крупном счете, с которым мы проиграли вполне себе средней (крепкой, правда) сборной Албании. Дело было в из рук вон плохой игре команды, которая вселила до этого немало надежд и провела ряд ярких матчей.
А еще после той игры обвинили Юру Мовсисяна в том, что он специально не забивал пару раз из убойных позиций – сдал игру якобы и, вряд ли, просто за "спасибо". После той игры Юра ушел надолго, потом ненадолго вернулся, но это был уже совсем не тот неудержимый бомбардир.
И тут болельщик со стажем вдруг начинает испытывать, что называется, дежа вю. На ум приходит неожиданный, как снег на голову, уход мудрейшего Ованеса Заназаняна, капитана того самого, легендарного "Арарата" начала и середины 1970-ых. Со скандалом ушли и Аркадий Андреасян (тоже спустя время вернувшийся, и тоже тенью самого себя), и Эдуард Маркаров, и Хорен Оганесян – его тоже обвинили в "сдаче" матча, бакинскому "Нефтчи", кажется. Зачем это нужно было Хорику, никто объяснить не удосужился, но скандал был вплоть до уничтожающих статей в республиканской и даже центральной прессе. Ну, и доказать, конечно, тоже никто ничего не смог – просто взяли и попортили человеку жизнь.
Равно, как никто не доказал "махинации" Мовсесяна…
Обвиняли и неповторимого нашего Романа Березовского – мол, тот специально пропустил от Шевченко в игре с Украиной, и Арарата Аракеляна, сыгравшего рукой в своей штрафной на 5 добавленной минуте второго тайма в выигранном, если бы не тот злополучный пенальти, матче с македонцами. Если покопаться в памяти, примеров найти можно еще немало.
Да, не всех обвиняли в "договорняках", но многие уходили со скандалами по той или иной причине, и теперь уже можно сказать, что скандальные уходы – традиция, сложившаяся в армянском футболе исторически. Мерзопакостная традиция, надо сказать.
Спокойное прощание со сборной Мхитаряна тоже вполне может вылиться в неприятную историю – мы, конечно, догадываемся, чем вызван уход Генриха, но догадки наши недоказуемы до поры до времени.
И именно скандалы и внутренний раздрай стали причиной того, что в середине сезона 1976 года перестала существовать, фактически, команда "Арарат", серебряный призер весеннего первенства и, на тот момент, обладатель Кубка СССР. Буквально через пару недель после "серебра" (в тот год союзный чемпионат состоял из двух отдельных – весеннего и осеннего), перед болельщиками, загрезившими, было, уже о "золоте" в ноябре, предстала собранная наспех, несыгранная команда, чудом удержавшаяся в высшей лиге. "Арарат" так до былых высот и не поднялся.
Конечно, футбол – это жизнь, и в нем бывают и договорные, сданные матчи, и неприглядные поступки, и щекотливые ситуации, и рыцарство, и подлость. Вот только не верится, что столько знаменитых футболистов маленькой республики систематически, во все времена, оказываются замешанными во всяких историях, а футбольное (часто оно же – политическое) руководство, разоблачает их с высоты собственных "незапятнанных" позиций.
Быть может – очернив игрока, навесив на него несуществующие провинности, руководство пытается порой скрыть свои грехи? Ну, например, разрекламировали импортного тренера, наобещали чуть ли не медали мирового первенства с ним, а на поверку дорогостоящий специалист оказался обычным шабашником. Или мало ли что еще: в советское время часто обвиняли спортсменов в стяжательстве – мол, квартиру требует, машину. Заслужи, мол, сначала.
И вот что интересно: кто сейчас помнит фамилии руководивших армянским футболом в 1970-80 года? Вот именно, никто, а любители футбола в возрасте и посейчас, разбуди их посреди ночи, без запинки назовут состав того "Арарата", от Алеши Абрамяна до Николая Казаряна, вместе с запасными. И Хорик остался легендой, а газеты те, с гадкими о нем статьями, остались, разве что, в каком-нибудь архиве.
Не можем же мы каждую ошибку игрока на поле вменять ему в вину и объявлять ее намеренной. Футбол – игра, в том числе, и ошибок, многие из которых вошли в историю этой прекрасной игры. Другое дело, конечно, футбольные (и околофутбольные) функционеры, но и от них болельщики и сами игроки ждут хотя бы элементарной компетентности и определенного благородства.
А что до наступающего вечера в Тиране – посмотрим, насколько он будет томным. Удачи нашим.