Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
В Старом городе Ираклиона "спрятался" один из старейших храмов Европы – армянская церковь святого Иоанна Предтечи 1669 года.
История ее весьма неординарна. Изначально церковь была католической, а когда в 1669 году Крит перешел под контроль турок, армянин по имени Абро родом из Османской империи, выкупил здание и подарил его местным армянам. Именно тогда, в 1669 году, в нем была основана церковь Иоанна Предтечи.
Алтарь армянской церкви Ираклиона
© Photo : provided by Gevorg Poladyan
Сегодня интерьер храма украшают многочисленные иконы и одна фреска, изображающая встречу Девы Марии и Праведной Елизаветы, которая состоялась несколько дней спустя после Благовещения. Автор этой фрески, а также пяти икон – иконописец Геворг Поладян, обосновавшийся на Крите с 90-х годов.
Фреска в армянской церкви Ираклиона
© Photo : provided by Gevorg Poladyan
"Рисовал я всегда, но с 25 лет начал серьезно заниматься живописью. А иконы пишу уже около 10-11 лет. Именно тогда я в полной мере осознал, что это направление мне ближе всего", - рассказывает художник.
По признанию Геворга, он довольно долгое время проживал на Крите, когда узнал, что критская школа иконописи – одна из самых известных и авторитетных в мире.
"Когда я об этом узнал, то подумал, что неслучайно оказался в Ираклионе. Видимо, замысел Бога был в том, чтобы я научился писать иконы именно здесь. И пишу я в основном в критском стиле", - говорит он.
В то же время, украшая стены армянских храмов, Геворг использует армянские традиции фресковой живописи и миниатюры, нередко обращается также к византийской школе.
Иконописец обращает внимание на то, что у армян богатые традиции церковной росписи и миниатюрной живописи, однако сейчас храмы почему-то не расписываются.
Интерьер армянской церкви Ираклиона
© Photo : provided by Gevorg Poladyan
При этом он отмечает, что росписи на стенах храма наносились не только для того, чтобы украшать их: "Зачастую на церковных стенах изображались библейские сюжеты, сцены из Евангелия, чтобы те, кто не владел грамотой, тоже смогли бы постичь Библию".
Что касается икон, то у армян они менее популярны. Геворг связывает это с тем, что икону легче украсть и уничтожить, нежели фрески. Он проводит параллель между армянами и греками, отмечая, что, если у первых принято приносить в дар церкви хачкары (крест-камень), то у вторых – иконы.
Сам он написал несколько икон для храмов Армении: две из них (св. Геворга и Крещение) украшают церковь св. Геворга в Норагавите; икона Христа находится в церкви св. Богородицы (XVIIвек) в селе Хачик; Геворг написал также образ св. Барсега для одноименной часовни в монастырском комплексе Ахтала; икона Божьей матери выставлена в главной церкви Ахталинского комплекса. К слову, с 2016 по 2018 год он работал над фреской св. Мучеников в армянской церкви Киева.
Символика числа "семь"
Геворг вспомнил интересную историю, связанную с написанной им иконой св. Николая (Сурб-Никогайос), которую он принес в дар церкви Казанчецоц в Шуши.
"В 2017 году на Крите гостил Паргев Србазан. Я сказал ему, что вскоре у меня родится сын, которого хочу назвать Никогайосом, и что хочу преподнести в дар одной из карабахских церквей (на его усмотрение) икону Сурб Никогайоса. У меня было всего семь дней для того, чтобы завершить работу, поскольку Србазан возвращался на родину. В итоге я успел и написал икону ровно за семь дней", - рассказывает художник.
Интересно, что сын иконописца родился 17.07.2017 в 17:37. А после этого Србазан повез образ на 777-летие Гандзсара. Затем он был выставлен в Соборе Христа Спасителя (Казанчецоц).
После обстрела храма во время 44-дневной карабахской войны 2020 года Геворгу сообщили, что все иконы, находившиеся в то время в соборе, были повреждены, кроме образа Сурб Никогайоса, который перевезли в резиденцию.
"Она, к сожалению, там и осталась", - отмечает иконописец и добавляет, что в следующем, 2021 году, он сделал точную копию этой иконы для Паргева Србазана.
Когда икону пишет художник
В Армении распространено явление, когда благотворители заказывают художникам икону, чтобы принести в дар церкви.
Касательно этого явления Поладян отмечает, что техника написания картины может быть очень неплохой, тем не менее, ее нельзя назвать канонической иконой. Он приводит в пример армянскую церковную архитектуру, которую ни с чем иным не спутать благодаря тем отличительным характеристикам, которые присущи только ей – крестово-купольная система, кладка из тесаного туфа, особенности купола и т.д.
Иконописец Геворг Поладян за работой
© Photo : provided by Gevorg Poladyan
"А вот что касается икон, то даже в одном храме может быть такая эклектика. Тут царит полное отсутствие каких-либо канонов", - говорит наш собеседник.
По его словам, в случае с иконами необходимо формировать школу, создавать руководства, которые направляли бы иконописцев. Геворг надеется, что со временем этот вопрос будет решен.
Он приводит в пример Грузию, которая в свое время проспонсировала иконописцев и отправила их на обучение в разные страны мира. Вернувшись затем на родину, они сформировали свою собственную школу.
Вместе с тем, в заключение иконописец отмечает, что, несмотря на каноны, все, что создается с верой, благословлено церковью.