Размеренная жизнь Научно-технологического центра органической и фармацевтической химии, расположенного в административном районе Еревана Канакер-Зейтун, долгое время была нарушена из-за строительных работ. Вместо работы в лаборатории сотрудникам приходится часть дня посвящать борьбе за сохранение здания и окружающей его территории института.
По территории этого центра проходит часть канала "Абухаят", построенного еще в урартский период. Канал, проходящий от Канакерской ГЭС до озера Вардавар, внесен в государственный список недвижимых памятников истории и культуры Еревана, утвержденный в 2004 году. Решением правительства от 26 июля 2021 года часть этого канала была исключена из данного списка. В обосновании указывалась следующая причина: участок от проспекта Азатутян до улицы Улнеци утратил свою историческую и культурную ценность вследствие многочисленных реконструкций.
Бывший бассейн Научно-технологического центра органической и фармацевтической химии
© Sputnik / Aram Nersesyan
И, возможно, это решение не вызвало бы никаких сомнений относительно истинных причин, если бы по соседству не планировалось строительство многофункционального комплекса. В двух шагах от центра находится еще и ранее принадлежавший ему бассейн, который несколько лет назад был отчужден, а затем несколько раз перепродавался. Нынешний собственник бассейна - ЗАО "Грин Проперти Девелопмент", планирует построить там многофункциональный комплекс. Несколько недель назад компания приступила к строительным работам на "утратившей историческую и культурную ценность" части канала "Абухаят".
16 ноября сотрудники Научно-технического центра (объединяет 3 структуры: Институт тонкой органической химии им. Мнджояна, Институт органической химии и Центр исследования строения молекул) провели акцию протеста перед мэрией Еревана и домом правительства, требуя немедленно остановить строительные работы. Корреспондент Sputnik Армения посетила центр, чтобы понять, что беспокоит ученых, а также ознакомиться с точкой зрения сотрудников компании-застройщика.
С чего все началось?
История эта началась не сегодня. Территория бассейна была отчуждена еще в 2006 году по цене в 40 раз ниже кадастровой стоимости и почти в 220 раз ниже рыночной. Причем, отчужденная территория находится в перечне земель, которые не могут быть переданы гражданам и юридическим лицам с правом собственности, следовательно, закон здесь был нарушен.
Еще в 2016 году по инициативе Управления защиты государственных интересов Генеральной прокуратуры РА сделка была изучена, полученные данные о преступлении были переданы в Следственный комитет, где было возбуждено уголовное дело.
Здание научно-технологического центра органической и фармацевтической химии
© Sputnik / Aram Nersesyan
В 2019 году советник генпрокурора Гор Абрамян на своей странице в Facebook* прокомментировал всю эту историю. Оказывается, в ходе предварительного следствия было подтверждено, что сделка была совершена на основании поддельного экспертного заключения, вследствие служебной халатности, проявленной рядом должностных лиц мэрии Еревана и административного района Еревана Канакер-Зейтун.
"В ходе проведенного предварительного следствия факт совершения преступления подтвердился", - написал тогда Абрамян.
В дальнейшем дело было прекращено в связи с истечением установленных законом сроков давности привлечения к ответственности вышеуказанных лиц, а не на основании оправдательного приговора.
В данном случае потерпевшей стороной считается городская община Еревана – как правопреемница районных общин. 30 мая 2019 года прокуратура города Еревана в письме мэру армянской столицы предложила принять соответствующие меры, предусмотренные законодательством РА, для возврата имущества и возмещения ущерба, причиненного общине - признать недействительными сделку, ее кадастровую регистрацию и свидетельство о регистрации на право собственности.
Имущество, однако, так и осталось отчужденным.
Что говорят химики?
По словам замдиректора Научно-технологического центра органической и фармацевтической химии Роберта Акопяна, на самом деле вся эта история началась еще в 1997 году. Бассейн, который, кстати, построен намного раньше, чем соседние здания, был задуман для предотвращения негативного воздействия выбросов химических институтов. Одновременно этот бассейн служил в качестве отстойника для канала "Абухаят", который в год один раз должны были опустошать для очистки русла.
Заместитель директора Научно-технологического центра органической и фармацевтической химии Роберт Акопян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Из-за нехватки финансовых средств эта территория была передана мэрии, которая в свою очередь передала ее префектуре Канакер-Зейтун, а спустя год продана всего за 1,2 млн драмов ($3000). Этот бассейн служил для нас также источником воды. Сегодня воду отключают, работа останавливается", - говорит Акопян.
Бассейн, так сказать, "отобрали" у химиков: несмотря на то, что строительных работ там пока не проводится, территория уже ограждена. На данный момент застройщик перемещает водопровод, а ученые уже жалуются, что не могут работать - лаборатории, в которых находятся претенциозное дорогостоящее оборудование, сотрясаются от действий строительной техники.
"Уже две недели работают над этим маленьким участком, это базальт, его трудно дробить. Представляете, если войдут сюда (на территорию бывшего бассейна), сколько месяцев будут ломать? Кроме того, под всеми корпусами расположены химические склады", - отмечает Роберт Акопян.
"Они не имеют права: существуют условия хранения. Поэтому и был построен весь этот комплекс", - добавляет старший научный сотрудник Института тонкой органической химии Арпине Арутюнян.
По словам Роберта Акопяна, сейчас работы проводятся перед аварийным выходом центра. Говорит, там ворота на днях снесли "бульдозером".
"Теперь мы лишены аварийного выхода", - говорит Акопян.
С застройщиком они встречались, но прийти к взаимопониманию не удалось. В компании пообещали, что, если какое-либо оборудование в ходе их работ будет повреждено, они возьмут на себя ответственность за ремонт. По словам Арпине Арутюнян, это не решение проблемы, это означает, что работы придется остановить на месяцы, пока оборудование не будет восстановлено или заменено.
"Последняя встреча с ними была 30 октября, пришли 5 человек, представились. Весь разговор свелся к тому, что они все равно будут делать свое дело", - подчеркивает Роберт Акопян.
"Как бы они не меняли сейчас свои слова, но это было сказано и это слышали 200 сотрудников: "завтра, послезавтра вы сдадите нам и свои корпуса, будете просить, чтобы мы их взяли". Если люди рассматривают науку в качестве предмета купли-продажи, естественно, нет смысла сидеть с этим человеком за одним столом и что-то обсуждать. С того дня мы больше не видим смысла встречаться с застройщиком", - добавляет Арпине Арутюнян.
Ученые подозревают, что все, что происходит вокруг центра, спонсируется и направляется кем-то, кто имеет рычаги влияния и выступает заинтересованным лицом во всей этой истории, потому что все препятствия, связанные с получением разрешения на строительство, шаг за шагом на протяжении многих лет устраняются. Причем делается это при разных властях.
Заместитель директора Научно-технологического центра органической и фармацевтической химии Роберт Акопян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Мы, например, знали, что центральный корпус комплекса также является историко-культурной территорией, и по закону необходимо соблюдать дистанцию в 47 метров, то есть здесь не могут проводиться строительные работы, но зонирование отменили, и теперь гигантский комплекс будет построен всего в 10-20 метрах от нас", - отмечает Роберт Акопян.
Центр в письменной форме обратился в 7 инстанций, в том числе и аппарат премьер-министра. Вопрос будут оспаривать также в административном суде.
Что говорит застройщик?
ЗАО "Грин Проперти Девелопмент" приобрело территорию бассейна в 2018 году. Пресс-секретарь компании Нарек Манукян говорит, что у них есть не только право на собственность, и то, что сделано до настоящего момента и будет сделано в последующем - все законно.
Бывший бассейн Научно-технологического центра органической и фармацевтической химии
© Sputnik / Aram Nersesyan
"У нас нет разрешения на строительства здесь чего-то. У нас есть разрешение на буровые работы, которые проведены, сейчас ведутся проектные работы, после чего обратимся за разрешением на строительство", - говорит он.
Говоря о работах, проведенных на участке водопровода, Манукян подчеркивает, что все опять -таки было сделано в рамках предоставленного им разрешения.
"Они (сотрудники института) не хотят вести никаких переговоров. Если говорить согласно букве закона, никто ничего не может сделать, потому что у нас все законно: даже на перекладку камня с одного места на другое у нас есть документ и разрешение. При наших действиях присутствовала и полиция, не думаю, что полиция приходит, чтоб защитить беззаконие", - подчеркивает представитель компании и добавляет, что представители центра распространяют ложную информацию.
По его словам, это касается и "сноса ворот" центра. Говорит, что никуда они не врывались, ничего не ломали, ворота были демонтированы с условием, что их потом вернут на место.
Здание научно-технологического центра органической и фармацевтической химии
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Официально заявляю, что все звучащие с их стороны (ученых - ред.) обвинения в наш адрес в связи с якобы незаконными действиями являются ложью", - заключает Нарек Манукян.
Что касается опасений по поводу строительства многофункционального комплекса по соседству с тремя химическими институтами, Манукян указывает на уже находящиеся рядом новостройки и добавляет, что если бы это было опасно, то по этой улице вообще не должно были проходить люди.
P.S. Отметим, что, по словам научных сотрудников центра, многоквартирные дома за институтами также построены на территории, ранее принадлежавшей центру. Там, где сегодня высятся эти здания, много лет назад находился виварий центра (здание для разведения и содержания подопытных животных).
*Соцсеть принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.