Армения – не только "Танец с саблями": Елена Яковлева
Как добиться того, чтобы за пределами нашей страны чаще звучала армянская симфоническая музыка? На эту и другие темы мы пообщались с артистическим менеджером из России.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенСоучредитель фонда Primavera Foundation Armenia Елена Яковлева в беседе со
Sputnik Армения развеяла миф о том, что артист занимается только сценическим искусством и поделилась ближайшими планами по выявлению молодых талантов и продвижению армянской симфонической музыки в мире.
Елена Яковлева впервые приехала в Армению в 2012 году и сразу же была покорена сочетанием живописных пейзажей и самобытного культурного наследия, включающего величественные монастыри. Дополнило ее представление о стране общение с местными жителями, многие из которых стали ее друзьями.
"Каждый местный житель, с которым я сталкивалась, тут же начинал меня убеждать полюбить Армению так, как он сам её любит. И этому совершенно невозможно противостоять! Это абсолютно уникальный опыт. Так я полюбила Армению!" - признается менеджер.
Идею открытия Фонда Елена вынашивала целых пять лет. Он обрел свои очертания и пустил корни на благодатной армянской земле, и это произошло не случайно.
Музыкальность, мелодичность, артистичность начинающих армянских музыкантов и поддержка профессионалов сцены с мировым именем - всё вместе придало ей уверенность в том, что благотворительный фонд должен быть создан "здесь и сейчас".
"Чем больше я обсуждаю это с партнерами, коллегами и друзьями из команды фонда, тем больше прихожу к выводу – другой альтернативы и не было", - признается Елена.
Фонд планирует проведение в регионах Армении мастер-классов и курсов повышения квалификации с участием зарубежных педагогов.
Сам себе режиссер
Специалист называет большим заблуждением, что артист должен заниматься только исполнительским искусством. Артист обязан, наравне со своим сценическим мастерством, разбираться в "закулисной" составляющей своей карьеры – менеджерской работе.
По словам Елены, на определенном этапе у артиста могут быть агент, директор, менеджер и т.д., но это тогда, когда он добился широкого признания и уже может себе это позволить, в том числе и в финансовом плане. Но даже людям, добившимся грандиозного успеха, во многом приходится разбираться самим.
"В XX веке считалось, что творчество – это отдельно, а финансы и контракты – отдельно, сейчас это не так. Артист обязан в этом разбираться, он должен понимать, как устроена инфраструктура, как задать вопрос, как обозначить проблему или ситуацию, на что обратить внимание в контракте", - поясняет Яковлева и добавляет, что эти знания необходимы для начинающего артиста, но, если он слишком молод, тогда в этом должны разбираться родители, представляющие его интересы.
Этот загадочный райдер
Понятно, что райдер (перечень требований артиста к организаторам – ред.) исполнителей классической музыки отличается от аналогичных документов поп-звёзд. На эту тему Елена делится известной шуткой, когда в райдере, среди прочего, было указано, что в гостиничном номере должна стоять вазочка с драже определенного цвета и чтобы к ней никогда не притрагивались.
Возник вопрос — зачем? На что менеджер ответил: а мы именно так проверяем, читали райдер или нет.
Заявить миру об армянской музыке
В долгосрочной перспективе проекта - большая программа с Национальным Филармоническим оркестром Армении (НФОА), которому в 2025 году исполнится 100 лет. По словам Яковлевой, эта знаменательная дата даст возможность познакомить публику с армянской культурой, с творчеством современных армянских композиторов и выйти за пределы "Танца с саблями". Эта знаковое событие позволит пригласить артистов, которые возможно и не планировали приезд в Армению в ближайшие годы.
Также планируется запуск образовательных программ, ближайшая из которых будет посвящена гитарной музыке и пройдет весной 2023 года.
Специалист по продвижению академического искусства считает, что культурное наследие Армении недостаточно представлено в мире. Для того, чтобы за пределами нашей страны чаще звучала армянская симфоническая музыка, ноты этих произведений должны находиться в широком доступе. Это значит, что дирижёр или программный менеджер, принимающий решение о включении того или иного сочинения в концертную программу, должен иметь возможность предварительно ознакомиться с ними.
"Менеджер не может работать с рукописными нотами, которые хранятся в перевязанной ленточкой папке, в столе, который заперт на ключ. У современных композиторов ноты должны массово издаваться и быть доступными широкой аудитории. Это очень важно, чтобы иметь возможность договариваться с солистами и дирижёрами и программными менеджерами, чтобы армянская музыка звучала в концертных программах к 100-летнему юбилею", - делится планами Яковлева.
По ее словам, мир знает наследие Хачатуряна, и он является одним из самых исполняемых композиторов в мире, но Армения богата не только наследием Арама Ильича.
"Надеюсь, нам удастся если не изменить, то хотя бы чуточку скорректировать ситуацию", - резюмирует Елена.