ЕРЕВАН, 8 дек — Sputnik. Власти Армении продолжают объяснять обществу мотивы своего поведения на саммите ОДКБ в Ереване 23 ноября, приводя все новые и достаточно любопытные аргументы.
Как известно, официальный Ереван ожидал фиксации со стороны ОДКБ азербайджанской агрессии против Армении. Этого не произошло, и в ответ премьер Никол Пашинян не стал подписывать итоговые документы. Только вот один из документов предполагал оказание военно-технической помощи Армении.
Глава МИД Армении 7 декабря в парламенте заявил, что Организация договора о коллективной безопасности обсуждала вопрос военно-технической поддержки, но для Армении приоритетом была политическая оценка действий Баку. Развивая мысль Мирзояна, премьер Никол Пашинян заявил, что принятие Арменией помощи от ОДКБ, в том числе военно-технической, без четкой оценки агрессии Азербайджана, означало бы принятие статуса-кво, установившегося на границе, добавил Пашинян.
По мнению политолога Давида Арутюнова, не совсем понятно, как принятие военно-технической помощи увязывается с сохранением нынешнего статус-кво на армяно-азербайджанской границе. В интервью Sputnik Армения эксперт заявил, что не видит прямой связи между принятием помощи от ОДКБ и закреплением статуса-кво на армяно-азербайджанской границе. К тому же сам факт военно-технической помощи со стороны ОДКБ также был бы определенной оценкой азербайджанской агрессии. Иначе какой смысл помогать, если никакого нападения на союзника не было. Следует также помнить, что политика – это искусство возможного, и поставленные задачи и ожидаемые результаты должны быть реалистичными.
"Мы имеем ситуацию, в которой существует определенный порог, дальше которого ОДКБ не пойдет. С этой точки зрения несколько нелогично то, что произошло. Любая помощь от организации была бы полезной для Армении и способствовала бы в определенной мере охлаждению отношений между Азербайджаном и государствами-членами структуры, теми государствами, с которыми у Баку традиционно тесные связи. В итоге у нас был бы скромный, но результат", - говорит политолог.
Он не исключает, что руководство Армении изначально поставило задачу добиться политического заявления со стороны ОДКБ, не оставив поля для маневра. И сейчас задним числом Ереван пытается объяснить ситуацию.
Вместе с тем, ситуация может быть связана и с некоторыми сигналами, адресованными Западу со стороны Армении. Но демарш против ОДКБ, как средство заручиться поддержкой Запада, был бы логичным, если бы Запад был готов заполнить вакуум безопасности для Армении. Да и сами власти республики, судя по всему, не ставят задачи сменить вектор.
"Мы видим, что и Запад не готов к более серьезным мерам по обеспечению безопасности Армении, и Армения не предпринимает соответствующих для этого действий, скорее пытаясь маневрировать между двумя полюсами", - считает наш собеседник.
По его словам, европейские политики пока что ограничиваются осторожными заявлениями о возможности продления сроков мониторинговой миссии в Армении. Но даже если вопрос будет решен, остаются открытыми вопросы реальных механизмов предотвращения инцидентов, количества участников миссии, тем более, что на локальном уровне инциденты на границе происходят почти каждый день. У Запада, как и у России, также есть проблема ресурсов, поскольку основная часть этих ресурсов тратится на Украину.
Арутюнов в то же время допускает, что предложенная ОДКБ помощь была бы символичной и не оказала бы существенного влияния на боеготовность армянской армии. Известно, что львиную долю военных поставок в рамках ОДКБ обеспечивает Россия. Но последняя сама сейчас занята украинским вопросом, и ожидать от Беларуси или Казахстана сколь-либо серьезной помощи не приходится. Тем не менее, даже минимальная помощь была бы важным жестом со стороны организации.
По мнению политолога, если Ереван выбрал тактику перманентного давления на ОДКБ с целью получить от нее определенную позицию, то события показывают неэффективность этой стратегии. Есть ряд ключевых политических и экономических факторов, диктующих отношение стран ОДКБ к армяно-азербайджанской проблеме. Эти факторы слишком серьезные, чтобы путем дипломатических демаршей их нивелировать.