К селу Сис ведет грязная, каменистая дорога. Оно находится примерно в 9 км от одноименного города укрупненной общины Масис. А вдалеке, за колючей проволокой, в тумане едва различимы горы Сис и Масис.
Стоит холодная, но солнечная погода, однако на улицах никого нет, только вдалеке стоит пожилой мужчина. Это Жора Газарян. Как оказалось, он один из беженцев, прибывших из Азербайджана в 1988 году (во всех селах масисского района есть беженцы).
Говорит, что раньше в селе жили и азербайджанцы, но сейчас, конечно, только армяне, и почти все семьи занимаются рыбоводством, а также земледелием, овощеводством и скотоводством.
Дед Жора отмечает, что около 80% молодежи села работает и по сельским меркам неплохо зарабатывает.
По его словам, в селе довольно много жителей, а вот, желающих уехать становится все меньше, особенно в последние годы.
Село Сис находится примерно в 2 км по прямой от турецкой границы, однако не считается приграничным.
По словам деда Жоры, вопросы безопасности в селе сегодня стали более чем актуальными после сентябрьского нападения азербайджанских вооруженных сил. По его словам, в этом вопросе царит неопределенность, жители, как могут, выходят из положения. Многие своими силами создают укрытия в своих домах.
"В подобных случаях государство должно помогать в решении вопроса бомбоубежищ, больше информировать людей, хотя и взрослые, и молодые люди в курсе ситуации в стране. Думаю, проблемы должны быть решены путем переговоров, надо перестать воевать. В случае необходимости могут быть компромиссы, но не за счет наших территорий, я категорически против этого", - говорит пожилой мужчина.
Ответы на те вопросы, которые невозможно решить в парламенте или во время митингов и различных политических передач, могут найти только люди, проживающие в приграничных населенных пунктах и руководители этих административных районов.
Глава административного района Сис Грант Алексанян уверяет - проблемы безопасности, в основном, возникли после агрессии, развязанной азербайджанскими вооруженными силами 13-14 сентября 2022 года. Говорит, что даже после 44-дневной войны 2020 года у них ситуация не была столь обостренной.
"Если бы 5-6 лет назад нам сказали, что, возможно, азербайджанцы нападут на Джермук, эти слова прозвучали бы абсурдно. Этот город считается одним из лучших курортов в мировом масштабе, туристы из разных стран приезжают туда отдыхать, и, если азербайджанцы осмелились ударить по Джермуку, то что для них значит Сис? Все мы понимаем, что Азербайджан сам по себе не настолько сильное государство, чтобы выступать против Армении, зная, что Россия поддерживает нашу страну. Осознаем, что Турция поддерживает Азербайджан. Все мы знаем, что границу с Турцией охраняют российские войска. То есть, если Турция нападет, значит, нападает на русских", - говорит Алексанян.
Глава административного района видит решение вопроса в наличии сильного, образованного и умеющего вести переговоры главы государства. Он вспомнил апрельскую войну 2016 года, однако подчеркнул, что, если военные действия прекратились всего за несколько дней, значит, в этом была заслуга переговорщиков. Алексанян уверен, что тогда глава государства знал, как надо вести переговоры с русскими, а нация так и не осознала этого.