ЕРЕВАН, 12 дек – Sputnik. Участие Грузии в процессе нормализации отношений Армении и Азербайджана и открытия региональных коммуникаций необязательно, считает политолог, глава Центра политических и экономических исследований Бениамин Погосян, говоря о региональном формате "3+3".
Так эксперт прокомментировал недавнее заявление представителя МИД России Дениса Гончара о том, что в ближайшее время может состояться новая встреча площадки "3+3". До него, 5 декабря, о возможной встрече сообщал и сам российский министр Сергей Лавров. Первая встреча в этом формате состоялась в декабре прошлого года, но без Грузии. Тбилиси пока отказывается присоединиться к консультативной площадке.
"Сложно утверждать, что Грузия однозначно присоединится к предстоящим переговорам "3+3". С февраля 2022 года, с началом украинских событий, Грузия подвергается определенному прессингу как со стороны США, так и самой Украины. От Грузии требуют более жесткой политики в отношении России и присоединения к антироссийским санкциям", - сказал Погосян для Sputnik Армения.
С одной стороны, Грузия отказывается поддержать антироссийские санкции, заявляя, что для нее приоритетными являются свои жизненные интересы, и этот настрой Тбилиси оценивают в Москве, говорится даже о восстановлении авиасообщения и отмене визового режима. С другой же, вряд ли Грузия присоединится к формату, где доминирующую роль играет Россия, и речь идет о платформе "3+3". Несмотря на некоторое потепление отношений, все-таки проблемы Абхазии и Южной Осетии имеют решающее значение в этой ситуации.
В то же время, как уже отмечалось выше, эксперт убежден, что Армения и Азербайджан при попытке взаимного открытия своих коммуникаций вполне могут обойтись без участия Тбилиси.
Также Погосян полагает, что в контексте региональной нормализации на данном этапе не стоит ждать открытия Абхазской железной дороги, тем не менее, сухопутная связь между Россией и Грузией действует бесперебойно, чем активно пользуются Армения и Иран.
Грузинский политолог Вахтанг Маисая, в свою очередь, заявил нашему изданию, что позиция официального Тбилиси не изменилась сейчас, и вряд ли изменится в будущем. Грузия по-прежнему считает для себя контрпродуктивным какой бы то ни было формат, где не присутствуют ее стратегические партнеры – США и Евросоюз.
"Если в формате "3+3" нет США и ЕС, то с точки зрения грузинского руководства данный формат региональной безопасности не имеет никакого значения для Тбилиси", - отметил он.
Он отметил, что в условиях отсутствия дипломатических отношений с Москвой и нерешенности проблем какое-либо взаимодействие с Россией в таком формате сейчас исключено.
По мнению Маисая, для Грузии не имеет особого значения и то, что в формате присутствуют страны, с которыми она развивает весьма тесное сотрудничество, например, Турция и Азербайджан. Интересы Баку и Анкары в регионе не всегда созвучны интересам Тбилиси, а зачастую даже входят в противоречие с ними.
В то же время эксперт отметил, что Грузия будет всячески поддерживать нормализацию армяно-турецких отношений и разблокировку коммуникаций, даже если это произойдет без дипломатического и иного вовлечения Тбилиси.