Путь от чудаковатого парня к королю гармошки: эксклюзивное интервью Артака Нерсисяна

Уже много лет губная гармошка в Армении ассоциируется с Артаком Нерсесяном. Благодаря ему она зазвучала во многих произведениях армянских и иностранных звезд. В интервью Sputnik Армения музыкант откровенно рассказал о пройденном пути и своих планах.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Артак Нерсисян известен в Армении и за ее пределами как король губной гармоники. Он был первым, кто стал выступать на большой сцене с губной гармошкой и более 25 лет популяризирует этот инструмент. Музыкант часто выступает с известными иностранными исполнителями. В эксклюзивном интервью Sputnik Армения Артак рассказал, как начинал свой путь, почему выбрал именно губную гармошку и какая параджановская реликвия хранится в его доме. Беседовала Сусанна Оганесян.
Музыкант Артак Нерсисян в гостях радио Sputnik

В нашем доме собирался киношный бомонд

У нас всегда была интересная атмосфера. Дом находился близ киностудии. А так как бабушка была очень хлебосольной женщиной, то все режиссеры, операторы, артисты часто заглядывали к нам. Многих помню и со многими общался.
В доме хранится открытка, подаренная Сергеем Параджановым моему отцу (оператор Давид Нерсисян работал со многими именитыми режиссерами). Она подписана следующим образом: "гению от гения". Отец был действительно необычным человеком и Параджанов это сразу уловил.

В некотором смысле "изобретал велосипед"

Профессия отца меня захватила, поступил в театральный институт, но музыка оказалась сильнее. Однажды мы отмечали Новый год в гостях у друга семьи, и я весь вечер возился с гитарой. Отец заметил это, и уже на следующий день у нас дома была гитара. Он создавал все условия, чтобы я занимался интересующим меня делом.
После гитары выучился игре на других инструментах - барабаны, дудук, зурна, струнные, клавишные. Мне было интересно их звучание. Но однажды Форш (армянский бард) сыграл при мне на гармошке, и она меня сильно заинтересовала. Вспомнил, что дома у меня была такая вещица. Естественно, я нашел ее и стал играть. Постепенно осознал, что это особенный инструмент, который может быть в твоем кармане и в любой момент передавать настроение.
Тогда не было интернета или людей, у которых я мог спросить совет или узнать что-то новое. Учился сам, в некотором роде "изобретая велосипед". Поначалу было сложно даже найти инструмент в магазине, а сейчас в любом музыкальном магазине представлены лучшие бренды.

Об учениках

Сейчас среди губных гармонистов есть конкуренция, и признаюсь: это моих рук дело. У меня очень много учеников, которые хорошо играют, и у каждого свой особый стиль и подача музыки. В мировом масштабе много талантливых музыкантов. Извините, если покажусь нескромным, но благодаря труду и усердию у меня есть своя ниша. Сотрудничаю с российскими музыкантами Сосо Павлиашвили, Леонидом Агутиным, Антоном Беляевым и многими другими.
Всегда рад, когда меня просят научить и делаю это безвозмездно.

О новом звучании

Несколько дней назад мы завершили работу над альбомом Сосо Павлиашвили "Жизнь - это рок-н-ролл". Планируем концерты с этой программой. До этого, выступали в Китае, Армении, России и других странах. Есть проекты с Леонидом Агутиным. С ним мы познакомились на дне рождения моего друга Гарика Мартиросяна.
В Армении также участвую в нескольких проектах, но часто на фестивали я езжу с авторской программой. Это произведения блюзовые, фанк-рокенрольные, но в них есть армянская "перчинка" или акцент. Каждый раз волнуюсь при исполнении этой программы. Она очень чувствительная. Если губная гармошка знакома слушателю, то ее сочетание с дудуком это нечто новое, такая музыка оставляет сильное впечатление на человека. Я бы очень хотел записать этот проект и представить большему количеству меломанов.

Химия со зрителем

Я не избегаю каких-либо музыкальных жанров и считаю, что все они должны существовать. Однажды мне отправили музыку в стиле "рабис" с вопросом смогу ли я сыграть. Признаюсь, это был как вызов. Конечно, сыграл. У меня подход: не критиковать тот или иной музыкальный жанр, а пытаться сделать что-то более качественное. Когда я вначале выступал с губной гармошкой, для многих это было экзотикой и меня прозвали "парнем с маленьким кларнетом". Но постепенно мои слушатели привыкли и полюбили мою музыку. Сейчас у нас со зрителям есть понимание и контакт. Люди с разным настроением, самочувствием приходят на концерт и моя цель - сплотить их всех вокруг музыки. Если музыкант искренен, то контакт удается. Для меня важна химия со слушателем.