ЕРЕВАН, 20 дек – Sputnik. Армяно-китайское военное и военно-техническое сотрудничество в условиях ситуации на Южном Кавказе востребовано и актуально для обеих сторон. Такое мнение выразил Sputnik Армения военный эксперт Нарек Нерсисян.
Ранее в Ереване глава армянского Генштаба Эдвард Асрян принял китайского посла и военного атташе при посольстве КНР. Центральной темой переговоров было взаимодействие в оборонной сфере. Согласно сообщению МО, стороны договорились также продолжать сотрудничество в сфере миротворчества, военного образования и медицины.
Между тем Нерсисян обращает внимание на то, что в Армении очень мало информации о китайском векторе, и это почти новое и неосвоенное направление.
"Проблема в том, что у нас очень слабые представления как об общей политике Китая, так и о развитии его военной машины. И причина не только в географии, но и в закрытом характере этого государства. В самой экспертной среде также мало аналитических материалов о военном строительстве в Китае", - говорит он.
При этом определенный опыт сотрудничества имеется. В свое время Армения закупила некоторые виды вооружений, хотя это было еще в 90-х гг. прошлого века. Кроме того, энное количество армянских военнослужащих проходило и, возможно, проходит переподготовку в китайских вузах.
В отличие от остальных глобальных игроков, Китай во многом опирается на "мягкую силу" в попытке распространить свое влияние. Экспансия со стороны Поднебесной носит скорее не военный, а политико-экономический характер. Пекин активно "подкупает" инвестициями, кулуарным, "подковерным" влиянием, непубличной дипломатией, культурными, студенческими обменами и т.д. И нужно сказать, что это у него неплохо получается.
Если же вернуться к военному аспекту, то, безусловно, КНР за последние годы многого добилась в развитии собственного военно-промышленного комплекса, страна активно строит свой авианосный флот, в ближайшее десятилетие по тоннажу флота КНР достигнет паритета с США, говорит эксперт. Столь же ударными темпами развиваются и другие отрасли военной промышленности: это производство наступательных вооружений, РСЗО, авиации, беспилотников, бронетехники и т.д. Ведутся также работы по созданию и испытанию гиперзвукового оружия. Однако ввиду нехватки полноценной информации, а также отсутствия опыта сложно судить об эффективности китайских вооружений, а также оперативно-тактическом искусстве китайской армии. Нерсисян напоминает, что за последние 70 лет КНР лишь дважды участвовала в сколь-либо серьезных конфликтах. Это Корейская война с 1950 по 1953 гг. и конфликт с Вьетнамом в 1979-1980 гг. Разумеется, с тех пор развитие военного дела не оставалось на месте. И реального применения китайских ВС и военной техники в современных войнах мир фактически не видел, отмечает наш собеседник.
"Мы знаем, на что способна российская армия, мы видели действия США и НАТО в различных конфликтах. Даже Индия накопила солидный опыт ведения боевых действий "благодаря" конфликту с Пакистаном. Китай не может похвастаться таким практическим опытом", - заявил эксперт.
Тем не менее, военное сотрудничество с Китаем необходимо для Армении. Любая оружейная поставка и консультационная помощь в нынешних условиях крайне востребованы в Ереване. А учитывая то, что в последние месяцы Армения активно развивает военно-техническое сотрудничество с Индией, было бы неплохо диверсифицировать это за счет китайского направления.
Сама Поднебесная также заинтересована в усилении своих военно-политических позиций на Южном Кавказе, и в первую очередь из-за Турции. Анкара, как известно, активно подогревает сепаратистские настроения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, населенном преимущественно тюрками. С этой точки зрения Нерсисян уверен, что сдерживание Турции прямо у ее границ должно рано или поздно стать актуальной задачей для китайских стратегов.