Возможно ли реализовать столь крупный проект с нуля при сложных транспортных условиях и, что самое главное, при нехватке квалифицированной рабочей силы? В правительстве рассчитывают привлечь частных инвесторов, сказал в интервью Sputnik Армения советник министра экономики Армении Шарль Малас, ответственный за организацию проекта.
У Маласа арабско-армянские корни, он вырос в Ираке и долгое время работал в Великобритании.
Ранее он проектировал похожие логистические центры в Ираке и Грузии, а план гюмрийского "сухого порта" составил еще в 2011 году, однако он не удостаивался внимания. В 2019 году обсуждения возобновились, а после того, как Ваан Керобян стал министром, этот проект был принят в разработку.
От грузового терминала сухой порт отличается большим оборотом и сложной инфраструктурой. В Армении пока нет такого потока грузов, поэтому на том же месте нужно построить промышленную зону, говорит Малас. По его оценкам, близость к транспортному узлу сократит расходы на транспортировку продукции, а большие объемы производства сократят ее себестоимость.
Железная дорога
"Порт" будет располагаться близко к железной дороге через Гюмри, откуда нужно будет достроить лишь короткую соединяющую ветку. Стоимость перевозки можно снизить еще больше, используя длиннобазные платформы для перевозки нескольких контейнеров (well wagon), которые широко используются в мире. Однако, необходимо изучить, есть ли допустимые ограничения по весу или по высоте для железных дорог Армении и Грузии (учитывая, что на линии несколько тоннелей).
"Возможно, удастся увеличить скорость поездов. Например, вместо одного поезда на 60 вагонов в сутки могли бы отправляться два поезда по 30", - отметил эксперт.
Автодорога
Согласно проекту, "порт" будет построен на будущей объездной дороге Гюмри, которая предусмотрена в рамках коридора Север–Юг. Такое решение было выбрано для того, чтобы крупные грузовики не заезжали на улицы города.
"Пиковых показателей грузопоток сухого порта должен достичь через два–три года. Тогда же, я думаю, будет готова и недостающая инфраструктура автодороги Север–Юг, то есть и дорога, объезжающая Гюмри, и участок Сисиан–Каджаран, который, к сожалению, в свое время не был построен в приоритетном порядке", – отмечает Малас.
Воздушный транспорт
Гюмрийский аэропорт может принимать и грузовые самолеты. Не следует забывать, что в советское время его взлетно-посадочная полоса была построена для тяжеловесных самолетов "Антонов" (самолет АН-124 "Руслан" перевозит 120 тонн груза). Следовательно, сюда смогут летать и Boeing 747, которые перевозят около 105 тонн.
По предварительным оценкам эксперта, за первые два года можно добиться объема воздушных перевозок на уровне 2-3 рейсов в неделю. В этом случае обслуживание этих рейсов по выгодным тарифам станет интересным международным компаниям. Теоретически взлетно-посадочную полосу можно достроить до будущего "порта". В этом случае самолеты можно будет подгонять прямо к производственным помещениям или складам и загружать их сразу, без промежуточной погрузки на фуры.
Сейчас, пока строительство трассы Север–Юг не завершено, почти невозможно предсказать объем грузов, которые будут проходить через "сухой порт". Однако Малас дал приблизительную оценку, основываясь на прогнозах Евразийского банка развития. Банк составил прогноз для грузопотока по коридору "Север-Юг". Эксперт уверен, что определенную часть потока грузов возьмет на себя гюмрийский "порт. Он ожидает, что в 2025 году оборот составит около 52 тысяч грузовых контейнеров, в 2030 году - почти 105 тысяч.
Кто будет работать на новых предприятиях?
По оценкам Минэкономики, средняя производительность труда в Армении составляет $6/час (это примерно вдвое ниже среднего показателя по ЕАЭС и в 7-8 раз - по европейским странам).
После распада СССР в Армении система среднего профессионально-технического образования пришла в упадок, ощутимо сократилось количество подготовленного рабочего и инженерного персонала. Отсюда вопрос - даже если инвесторы захотят построить новые заводы, кто будет в них работать?
"Я долго думал об этом. На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые производства, конечно, будут вынуждены приглашать квалифицированных работников извне, но, думаю, в нашей стране есть много молодых людей, которые готовы пройти обучение и получить специальность. Надо дать им такую возможность", - отметил Малас.
Проблема нехватки специалистов выходит за рамки отдельно взятого проекта – это вопрос общегосударственной значимости, говорит он.
Таким "сухим портом" Малас управлял в Ираке, и по опыту отмечает – подобные проекты способствуют не только привлечению новых технологий, но и репатриации специалистов, которые в свое время покинули страну.
Кто покроет расходы
Согласно предварительной оценке, проект потребует инвестиций в размере $70-90 млн. Эта цифра касается только инфраструктуры, но не заводов, которые должны будут строить инвесторы. Малас считает, что строительством "порта" также должен заниматься частный бизнес в лице управляющей компании.
Такой компании нужно делегировать всю цепочку работы - от поиска инвесторов и контроля за строительством до управления готовым объектом. Не так просто координировать такой крупный узел, где будет применяться сложная техника - железнодорожные мостовые краны (rail guntries), погрузчики для работы с контейнерами (reach stakers) и прочая сложная инфраструктура. У проекта должен быть опытный менеджер, считает Малас, и это должен быть не один человек, а компания с опытом похожих проектов.
Что касается размещения "сухого порта", то может возникнуть вопрос: зачем строить новые заводские корпуса в стороне от города, если в самом Гюмри есть десятки бывших заводов, ныне пустующих. Но, по мнению эксперта, использовать их не имеет смысла, так как неясно, сколько потребуется денег на их перестройку по современным стандартам производства.
Сейчас расходы на топливо в Армении не так высоки, как во многих странах Европы, и расчет бизнес-модели промышленной зоны учитывает это. Но проект станет еще эффективнее, если свести потребление газа к минимуму. Для этого по возможности нужно использовать технику на электричестве, а также установить на крышах всех построек порта солнечные панели. С помощью этих панелей можно сформировать общую сеть и распределять электричество внутри территории, сокращая расходы "порта" и нагрузку на сеть.
Строительство займет от 9 до 12 месяцев, и если процессы не замедлятся, то к 2024 году, или самое позднее к началу 2025-го "порт" станет полностью функциональным.