Министр МЧС Армении Армен Памбухчян в эксклюзивном интервью Sputnik Армения рассказал о мерах по усилению возможностей ведомства, улучшении социального положения сотрудников. Также министр коснулся будущей работы спасательной службы в составе МВД.
— Взрыв в ТЦ "Сурмалу" летом этого года стал не только огромной трагедией, но и серьезным тестом для МЧС. Как бы Вы в целом оценили работу спасателей. Какие уроки извлечены и эффективны ли нынешние мероприятия, нацеленные на предотвращение таких инцидентов в будущем?
— На моей памяти таких взрывов с разрушениями в столь многолюдном месте в истории независимой Армении не было. Вы верно заметили – основное внимание необходимо уделять профилактике, предотвращению таких трагедий, а не реагированию постфактум. Что касается извлеченных уроков, то я неоднократно имел повод говорить, что хотя людских и технических ресурсов для ликвидации последствий взрыва у нас не было, тем не менее, не дай Бог, при одновременном возникновении двух-трех таких крупных ЧС наших мощностей может не хватить. Осознавая это, мы за последние месяцы пополнили парк спасательной службы новой техникой.
Что касается личного состава, то у нас имеются вакантные должности, но вместе с тем эта ситуация постоянно меняется, происходит комплектация, есть также волонтеры. Кстати, мы сейчас уделяем большое внимание обучению волонтеров, их обеспечению необходимым снаряжением и обмундированием. И при необходимости мы можем привлечь и волонтеров в процесс ликвидации последствий ЧП.
— Кстати о кадрах… Насколько Академия кризисного управления способствует решению кадровой проблемы?
—Я довольно высоко оцениваю деятельность нашей академии. У нее весьма качественный профессорско-преподавательский состав, они хорошо знают свое дело. Правда, при этом студентов академии мы не можем автоматически устроить в спасательную службу, так как пополнение происходит исключительно в порядке конкурса. Студенты, как и все остальные желающие, должны пройти три этапа конкурса. Кроме возрастного ценза, который, разумеется, для студентов не актуален (в спасательную службу принимают лиц до 35 лет), нужно сдать экзамен по физической подготовке, а также устный и письменный экзамены. Образование в академии многопрофильное. И достаточно лишь сказать, что часть наших выпускников затем устраиваются на работу в другие госучреждения. В вузе сейчас обучение проходят свыше 1 тыс. студентов.
— После сентябрьской азербайджанской агрессии некоторые подразделения МЧС были привлечены к боевому дежурству. Насколько правильным было это решение, так как, на первый взгляд, выполнение боевых задач не входит в круг прямых функций спасателей? Не приведет ли это к дефициту сотрудников при чрезвычайных ситуациях?
— Законодательством закреплено, что при необходимости спасатели могут участвовать в защите границ республики. К тому же, участие в боевом дежурстве было добровольным решением спасателей. Они сами сделали этот выбор, и должен сказать, что весьма немалое количество наших сотрудников вызвалось идти на передовую. Процесс при этом организовывался так, чтобы работа спасателей не страдала.
Для начала мы отправили туда всего лишь один взвод, в качестве своеобразной пилотной программы. Должен сказать, что, с одной стороны, боевое дежурство дает спасателям уникальный опыт, с другой – они помогают вооруженным силам, тем самым укрепляя наши передовые рубежи. Да и само участие в защите границы и территориальной целостности государства – обязанность каждого гражданина. И вопрос стоит рассматривать и в этом ключе.
— Обсуждается ли вопрос повышения зарплат спасателям? Вопрос, как мне кажется, все еще актуален для МЧС…
— Мы приняли решение перейти к системе аттестации сотрудников, после чего им повысят зарплаты вдвое. Программу аттестации мы хотим составить таким образом, чтобы она, с одной стороны, не была легкой, с другой – ее результаты внушали доверие. И если сотрудник успешно прошел, значит он реально соответствует заданным стандартам. Программа аттестации обсуждалась и в Совете безопасности. Правительство намерено, и премьер Никол Пашинян об этом говорил, - после учителей существенно повысить зарплаты в силовых и "околосиловых" структурах, в том числе МЧС.
— Наряду с зарплатой, какие еще механизмы разрабатываются для повышения привлекательности профессии спасателя?
— Если честно, то дефицита кадров мы не имеем сейчас. Могу сказать, что граждане проявляют значительный интерес к нашей сфере. Спасатели пользуются высоким авторитетом в обществе, доказательством чего является серьезная конкуренция. Зачастую в конкурсе на ту или иную вакансию у нас участвуют 10-15 кандидатов. Конечно, нам нужны новые стандарты в работе МЧС, новая стратегия, но в целом ситуация с привлекательностью достаточно благоприятная
— Как, известно, в Армении создается Министерство внутренних дел, в подчинение которого будет передано и МЧС. В чем цель такой оптимизации, не усложнит ли она работу "суперведомства"?
— Действительно, МЧС вместе со своими ГНКО, спасательной службой войдет в состав МВД, наряду с полицией и миграционной службой. Программой предусмотрено, что у министра внутренних дел будут двое заместителей: один будет курировать полицию, другой – спасательную службу. Могу заверить, что качество работы спасательной службы от этого не пострадает, все функциональные возможности, силы и ресурсы спасательной службы сохраняются. В ее работе ничего абсолютно не меняется.
— Вы сами где видите себя после этих структурных изменений?
— Я буду работать там, где политическая команда решит.