ЕРЕВАН, 28 дек - Sputnik. Подобно тому, как конфликт на Украине формирует новую архитектуру Европы, так и новую архитектуру Южного Кавказа создает армяно-азербайджанский конфликт. В интервью Sputnik Армения такое мнение высказал политический обозреватель, эксперт "Группы альтернативные проекты" Ваге Ованнисян.
По словам эксперта, Армения будет продолжать получать удары и не восприниматься всерьез государствами-партнерами, пока не сформулирует, чего она действительно хочет, какова ее концепция восстановления после войны.
"Азербайджан знает, чего хочет, турки знают, Иран знает, Россия знает, единственная сторона, которая не знает, чего хочет - это Армения", - заметил эксперт.
"Многие народы прошли через войны, поражения и последующее восстановление. Должно же наше государство иметь свое видение этого восстановления, включающее в себя прагматический холодный расчет, "красные линии" национальных соображений, гибкость... Если ты не гибок, ты не силен, ты получаешь удары. Причем, мы боремся и против того, через кого мы можем быть более-менее сильными. Так мы останемся без союзников и друзей", - сказал он.
Ованнисян подчеркнул, что после войны армянский народ совершил историческую ошибку, оставив открытой страницу войны, хотя возможность для ее закрытия была. Речь идет о шансе формирования другой, новой власти, которая смогла бы достойно общаться как с внешним миром, так и с врагом, а главное, с армянским обществом – с учетом сложившихся реалий и не принимая статуса побежденного как приговор.
В этом контексте эксперт отметил, что многие заявления и формулировки оппозиции, звучащие с разных площадок, непонятны ни соседям, ни союзникам, ни посредникам, ни противнику. Проблема здесь, по его словам, в формате работы оппозиции, который создавался под выборы. Сегодня этот формат не работает, чем и обусловлены расплывчатые действия оппозиции.
Что касается действующих властей, то, по словам Ованнисяна, после 9 ноября 2020 года они одержимы лишь сверхидеей сохранения собственной власти, и поэтому глава правительства на всех фронтах угождает всем, не отказывая ни одному геополитическому центру.
"Да" для противоположных полюсов - это "нет". Мир настолько поляризован, что если ты говоришь "да" и на Западе, и в Иране, и в России, и в Турции - это значит, что ты говоришь всем "нет". Нет универсального "да". Поэтому с нами и не могут договориться", - сказал он.
Ованнисян провел параллели между Арменией и Грузией, отметив, что, когда Грузия оказалась на грани распада при Михаиле Саакашвили, он тоже не хотел уходить, но среди грузин появился Бидзина Иванишвили, консолидировавший здоровые силы. То же самое необходимо Армении.
"Концепция послевоенного восстановления требует новых людей и идей. Мы потерпели фиаско в обоих случаях. Сегодня в Армении вакантными остаются две ниши, очень важные для общественной консолидации и больших перемен. Первое - это идеологи, способные разработать идеологию восстановления государства, и еще "вакансия" для того, кто придет и консолидирует здоровые слои общества", - подчеркнул политолог.
Оппоненты власти говорят, что Армения находится в глубоком кризисе по вопросам безопасности и руководство страны не в состоянии защитить территориальную целостность и не может грамотно работать с международными партнерами.