ЕРЕВАН, 28 дек - Sputnik. В результате либерализации тарифов по ОСАГО выиграют не водители, а страховые компании. В интервью Sputnik Армения такое мнение высказал эксперт по безопасности дорожного движения Артур Хачатрян. Он считает, что было неправильно позволять компаниям перестраховывать риски на свое усмотрение.
Ранее исполнительный директор Бюро автостраховщиков Армении Вагинак Егиазарян заявил, что в 2023 году тарифы по ОСАГО будут либерализованы, и действующие в Армении страховые компании будут предоставлять страховые выплаты, рассчитанные на основе собственного моделирования.
"Система ОСАГО необходима всем и стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Однако, система эта работает плохо. За последние десять лет большинство первичных экспертиз, проведенных страховыми компаниями при ДТП, были впоследствии обжалованы. 99% результатов после повторных экспертиз изменились в пользу водителей, поэтому возникает вопрос, правильно ли работает система, если было столько жалоб. Кардинальных реформ не проводилось десять лет, система работает неправильно, но это никого не волнует", - сказал Хачатрян.
Говоря о либерализации страховых тарифов, наш собеседник заметил, что было бы неплохо, если бы некоторые из них снизились, но он также напомнил, что многие водители в прошлом были лишены возможности получать бонусы. С другой стороны, были недобросовестные водители, которые пользовались лазейками в законе и вредили не столько страховым компаниям, сколько системе.
"Если сегодня пересчитать в долларах стоимость страховки, которая была еще два года назад, и прибавить сюда ожидающееся подорожание в результате либерализации, то получится, что тариф повысится в среднем примерно на 40%. Что касается компенсаций, то либерализация тарифов на этот процесс никак не повлияет", - сказал эксперт по безопасности дорожного движения. При этом он подчеркнул, что суммы компенсаций должны быть адекватными.
По словам Хачатряна, если Бюро автостраховщиков заявляет, что будет контролировать верхний предел тарифов либо базовую стоимость, то это нереально, поскольку все расчеты будут вестись с применением разных коэффициентов. По его словам, тарифная политика уже сегодня полностью передана в ведение страховых компаний.
"Что касается угрозы монополизации системы, то в случае тарифной либерализации мало что изменится. Страховые компании занимают стабильное положение на рынке, и если уступают друг другу какие-то позиции, то это происходит добровольно, в результате внутренних переговоров. Всего лишь пересматриваются связанные с бизнесом подходы. Здесь мы имеем дело с системой, где все просчитывают риски", - сказал он.
Соответственно, в результате подсчетов каждая компания будет основываться на имеющихся в ее распоряжении данных, начиная с возраста водителей, заканчивая маркой автомобиля и ее стоимостью.
Отметим, что по данным Бюро автостраховщиков Армении, либерализация тарифов, скорее всего, будет запущена не раньше марта следующего года, что обусловлено необходимостью внедрения новых технических решений.