ЕРЕВАН, 8 янв — Sputnik. Снятие запрета на прямые авиаперевозки грузов между Арменией и Турцией может способствовать интенсификации торговых отношений между армянскими и турецкими бизнесменами, создав предпосылку для более эффективного сотрудничества в будущем. В беседе со
Sputnik Армения такое мнение высказал экономист Армен Ктоян.
Ранее турецкие СМИ сообщили, что запрет на прямые воздушные грузоперевозки отменен. Позже пресс-секретарь армянского МИД
Ваан Унанян сказал нашему агентству, что турецкая сторона проинформировала Армению о снятии запрета на прямые грузовые авиаперевозки.
По его наблюдениям, пока что речь идет только об авиаперевозках, но это всего лишь первый шаг, имеющий скорее символическое значение. Вопрос получения экономической выгоды следует рассматривать в более широком контексте, то есть рассматривать нужно весь спектр армяно-турецких экономических отношений, а это достаточно сложный и многослойный вопрос. На данный момент невозможно сразу сказать, какая из сторон больше выиграет от вышеуказанного решения, сказал Ктоян.
В то же время он не считает, что размер рынка (турецкий, конечно же, значительно больше армянского) играет существенную роль и привел пример тесного армяно-российского сотрудничества.
Ктоян отметил, что риски для армянской экономики могут возникнуть в случае сильной девальвации турецкой лиры. Тогда турецкая продукция окажется намного дешевле, а, следовательно, армянским производителям будет сложно конкурировать с ней на нашем рынке. С другой стороны, укрепление армянского драма создает проблемы для экспортеров.
"Авиаперевозки обычно осуществляются для товаров с высокой добавленной стоимостью и, вообще, для дорогостоящих товаров, и здесь мы, возможно, сможем получить конкурентное преимущество. Тем не менее, организация грузовых авиаперевозок не очень целесообразна, если рассматривать альтернативы бесперебойных железнодорожных и автомобильных перевозок, поэтому отмену указанного запрета следует рассматривать в контексте системных шагов, как отправную точку многоуровнего процесса", - отметил экономист.
По его мнению, теоретически не исключено, что Армения может рассматриваться как транзитная страна для перевозок. В нынешних условиях, когда обсуждается разблокирование региональных коммуникаций, как считает Ктоян, необходимо сделать акцент на реализацию свободных грузо- и пассажироперевозок по всем возможным направлениям, воспользовавшись возможностью Армении как транзитной страны.
Напоминаем, что реализация прямых авиаперевозок грузов между Арменией и Турцией стала одной из договоренностей, достигнутых на состоявшейся 1 июля 2022 года встрече спецпредставителей Армении и Турции.
Между Арменией и Турцией нет дипотношений, а граница закрыта с 1993 года по инициативе Анкары. Сложности вызваны рядом обстоятельств, связанных, в частности, с поддержкой Анкарой азербайджанской позиции по карабахской проблеме и острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.