ЕРЕВАН, 13 янв – Sputnik. Проводить новую перепись армянских беженцев из Азербайджана и подсчет понесенного ими ущерба в нынешней ситуации бессмысленно, поскольку большая их часть давно уехала их Армении. Такое мнение в интервью Sputnik Армения высказала первый омбудсмен Армении, глава общественной организации "Против правового произвола" Лариса Алавердян.
Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе пресс-конференции заявил: "Сейчас они (власти Азербайджана – ред.) говорят, что проводят перепись азербайджанцев, проживавших в Армении. Так и мы ведем перепись армян, выселенных из Баку, Сумгаита, Шаумянского района. При этом подсчитываем материальный ущерб, который они понесли".
"Никаких ожиданий по поводу новой переписи и подсчетов не питаю. Что означает "перепись" в ситуации, когда в Армении осталось не более 100 тысяч беженцев? Остальные давным-давно выехали из Армении. Какую инвентаризацию будут проводить? Они должны заняться подсчетом ущерба после 44-дневной войны 2020 года, да и то, премьер Пашинян не упомянул Гадрут и Шуши", - подчеркнула правозащитница.
Она напомнила, что все подсчеты уже были произведены много лет назад - общественными организациями и, еще советской прокуратурой, однако до сих пор со стороны властей не последовало какой-либо внятной реакции.
Говоря о результатах подсчетов, правозащитница отметила, что количество домов и квартир, оставленных армянами в Азербайджане, примерно на 1000 больше, чем количество азербайджанцев, покинувших Армению, Нагорный Карабах и освобожденные территории. При этом она подчеркнула, что не считает возможным возвращение армян в оставленные дома и вообще на азербайджанскую территорию.
Тема возвращения беженцев стала актуальной после того, как так называемая "Община Западного Азербайджана" заявила, что будет бороться за возвращение азербайджанцев в Армению. Позднее спикер НС РА Ален Симонян отметил , что в этом случае следует говорить о возвращении армян в Баку и Сумгаит.
"С самого начала в Армении проводилась официальная политика, направленная на обеспечение социальных и гуманитарных потребностей вынужденных переселенцев. В Армении четко осознавали, что армяне были насильственно изгнаны из своих домов, что в Азербайджане последовательно проводится арменоненавистническая политика. Соответственно, было понимание того, что возвращение беженцев нереально", - подчеркнула Алавердян.
Она заметила, что в Конвенции 1951 года о статусе беженцев упоминается право на возвращение, но это может произойти только в том случае, если страна и ее граждане не представляют угрозы для возвращающихся.
Первый омбудсмен Армении также отметила, что в свое время правозащитники настаивали на том, чтобы наша страна не только ставила вопрос в социальной и гуманитарной плоскостях, но и представляла в политическом поле чрезвычайно важный тезис о том, что Азербайджан продолжает проводить антиармянскую политику.
"В Армении нет ни одной официальной структуры, в названии которой было бы слово "беженцы". Конечно, у нас есть управление по миграции, которое занимается этими вопросами, но уже то, что слово "беженцы" на протяжении многих лет отсутствует в названии какого-либо государственного органа, свидетельствует о том, что этого вопроса нет в политической повестке", - подчеркнула она.
Алавердян указала на то, что, в отличие от Армении, Азербайджан создал орган по делам беженцев (Государственный комитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев - ред), которым руководит вице-премьер, то есть представитель высшего руководства страны. Это говорит о высокой значимости, которую придает государство этому вопросу.
"Много лет назад, начальник управления миграции и по вопросам беженцев при правительстве Армении Гагик Еганян озвучивал с трибуны ООН и вопрос компенсаций и реституции, но это так и не вошло ни в государственную повестку, ни в повестку какой-либо политической структуры", - заметила она.
Верховный Совет Армянской ССР охарактеризовал бакинские и сумгаитские погромы как геноцид и потребовал от ЦК наказать не только исполнителей, но и организаторов. Это был документ, представляющий большую ценность, говорит Алавердян. Однако, несмотря на все уговоры общественных деятелей, ни Верховный Совет независимой Армении, ни Национальное Собрание не приняли аналогичного документа или резолюции. А ведь тогда у армянской стороны появились бы довольно широкие возможности как в вопросе компенсаций, так и в вопросе обеспечения жильем полумиллиона армян.
"Власти Республики Армении этого не сделали, а сегодняшняя власть и вовсе считает, что не только освобожденные территории, но и бывшая НКАО должны принадлежать Азербайджану. Если кто-то еще этого не понял, мне придется усомниться в его умственных способностях", - говорит она.
Армянские власти добились бы результата, считает Алавердян, если были бы последовательны в вопросе защиты прав беженцев и приняли во внимание огромную работу, проделанную общественными организациями.